Что такое социогнозис

Социогнозис.
Большая часть этнических культур базировалась и базируется до сих пор на принципах культуры выживания. Которая ставит своей целью физическое и культурное воспроизводство этноса. Любое общество культуры выживания основывается на коллективах выживания. Минимальных коллективах, способных обеспечить (в идеале) автономное выживание своих членов. Речь идёт о семейно-родовых группах, территориальных общинах и пр. Коллективы выживания существуют из поколения в поколение. И на практике объединяются в разветвлённые сети и образуют иерархии. Именно коллективы выживания выполняют основную нагрузку в физическом и культурном воспроизводстве этноса.
В рамках культуры выживания этническая культура выступает как единая система, где всё подчинено потребностям физического и культурного воспроизводства. Каждый элемент культуры, каждый коллектив выживания, каждый человек имеет своё чётко обозначенное место и функцию. Его развитие и возможности для изменения и совершенствования ограничены. Ограничены чётко установленной функцией в деле разных видов воспроизводства.
Этим принципам в корне противоречит западная культура, культура достижения. В рамках европейской цивилизации происходит резкий взлёт культуры и уровня жизни, растёт значимость личности. Различные сферы культуры развиваются всё более самостоятельно от культурного целого. Эти процессы предшествуют модерну. И соответствует позднему Средневековью и эпохе Возрождения. На следующем этапе размывается внутренняя структур европейского общества. Уничтожаются сословные группы, падет значение коллективов выживания. Происходит их размывание. Развивается вертикальная мобильность, принципы жизни элиты, основанные на индивидуализме, активно проникают в народную массу. Происходят революции. Бурно развивается наука и культура. Различные сферы общественной жизни окончательно получают самостоятельное значение от целого (экономика, культура, наука и пр.).
Эмансипируется отдельная человеческая личность. Границы европейской цивилизации резко и стремительно расширяются. Это характерно для периода модерна. Соответственно это XVII – первая половина XX веков. Этот процесс основывается на разных разновидностях утопических идей ликвидации несовершенства земной жизни. Освоения и, соответственно, так же ликвидации любого пространства, маркированного как чужого. Так же каждый отдельный результат какой-либо деятельности осмысляется как самоценный. Вне зависимости от полезности для выживания общества.
Следующий этап развития европейского общества характеризуется тотальной атомизацией. Европейцы лишены коллективов выживания и абсолютно зависимы от государства и его структур. В обществе господствуют немногочисленные организованные меньшинства. Чаще всего – деструктивные. Самостоятельные сферы культуры и социальной жизни дряхлеют и вырождаются. Они «приносятся в жертву» экономической сфере. Которая так начинает деградировать. Разрушена не только внутренняя структура, но и внешняя граница европейского общества. Для громадного числа европейцев больше не существует «своего» и «чужого». Реальное производство заменяется различными видами делания денег из воздуха. Западные страны заселяются иноэтничными мигрантами. Социальные лифты и другие возможности для «среднего человека» резко сокращаются. В качестве идеологии используется либерализм. Во многом уже не соответствующий реальным условиям общественной жизни. Любая социальная и идеологическая борьба превращается в видимость, симулякр. Симулякр поглощает самые разные сферы общества. Любая реальная деятельность заменяется имитацией и виртуальными аналогами. В том числе в значительной степени – деятельность органов государственной власти.
Всё это характерно для постмодерна. Само его появление обусловлено в том числе и боязнью новых революций, стремлением закрепить господство элит. Поэтому общество больше не способно к дальнейшему поступательному развитию. Это период второй половины XX – начала XXI века. На смену обществу постмодерна идёт гораздо более бедное и консервативное общество. Однако основанное на коллективах выживания и реальном промышленном и сельскохозяйственном производства. Это будет общество неофеодализма. Который синтезирует в себе различные аспекты культуры выживания и культуры достижения.
В его создании большое значение будут иметь неевропейские, незападные народы. Которые находились на периферии социальных изменений эпохи модерна и постмодерна. Относительно мало участвовали в процессах роста различных сфер культуры и индивидуализации человеческой личности. Чему способствовали и масштабные завоевания и периоды иноземного господства, которых не знали в таком масштабе страны Европы. И потому эти народы сохранили коллективы выживания и другие виды традиционной самоорганизации. У многих из них образ жизни элиты не распространился в народные массы. Для многих неофеодальных этносов характерен интерес к политическому исламу, синтезирующему установки культуры выживания с установками тоталитарных идеологий, возникших в рамках культуры достижения. Чтобы сохранится в этих условиях, русскому народу необходимо воссоздать систему коллективов выживания, связанных друг с другом в сети. Современным русским это не свойственно. Зато русским свойственна пластичность и способность менять свой образ жизни в зависимости от обстоятельств. Что и внушает надежду.
Принципы организации в коллективы выживания могут помочь всем русским, желающим выжить самим и помочь выжить другим, своему народу. Вне зависимости от мировоззрения и идеологических предпочтений». Основные термины «Социогнозиса»: социогнозис, культура выживания и культура достижения, коллективы выживания, неофеодализм, постмодерн, поствеликороссы (крысочеловек), «византия», осевое время. Некоторые термины оригинальные, другие заимствованы, но употребляются в оригинальном значении.

Семён Резниченко считает, что создание сетей коллективов выживания, зажиточных и способных платить налоги, весьма укрепили бы государственность…

***

Наиболее обсуждаемыми и спорными являются тезисы о неофеодализме и коллективах выживания. Первый (иногда вместе со вторым) вызывает неприятие у части сторонников возрождения тотального этатизма, а так же у тех, кто продолжает верить в «классический либерализм». Т.е., люди, склонные к идеализации исторического периода научно-технической революции ( в широком смысле), и надеющиеся на его повторение в недалёком будущем.
С. Резниченко возражает им, что исчерпаны самые разные виды ресурсов, от человеческих до природных. А так же разрушена самоорганизация наиболее развитых народов, ранее присущие ей организационные и духовные элементы. Поэтому для возрождения реалий того периода не хватает материальной и духовной основы.
Противники коллективов выживания делают акцент на то, что коллективы выживания разрушают национальные и государственные, масштабные религиозные идентичности, способствуют обособлению людей от «большого общества». Что может привести повышению агрессивности коллективов с внешней социальной средой. А так же криминализации неподконтрольных государству отношений внутри коллектива. Другие критики гораздо более лояльно настроены по отношению к самой идее. Однако сомневаются в возможности её реализации в современном обществе.
Первым Резниченко отвечает, что масштабные, государственные и национальные идентичности у наиболее развитых народов уже во многом формальность. Они всё больше лишаются хоть каких-то механизмов практической актуализации. Всё это быстро исчезает и без коллективов выживания. Так же население наиболее развитых стран всё более подвергается различным формам эксплуатации и паразитирования со стороны самых разных сил. И что самое важное, такое общество уже не реформируемо ни революционных ни эволюционным путём. Неизбежные революции и реформы ведут к неизбежной же деградации системы. И что спасти хоть что-то, например, жизни людей, в скором будущем можно будет только с помощью коллективов выживания.
При этом автор концепции признаёт все указанные недостатки системы коллективов выживания. Однако считает, что польза от них со временем многократно превысит вред. Не верящим в быстрое развитие системы коллективов выживания С. Резниченко говорит, что массово коллективы выживания действительно появятся только с приходом неофеодализма. А при позднем постмодерне – сама идея и «опытные образцы».
Автор старается дистанцироваться как от антиправительственного, так и охранительного дискурса, так оба считает исторически малоперспективными.
Между 2010 и 2015 годом концепция значительно эволюционировала от пафоса отдельного и максимально автономного коллектива, включённого в горизонтальные связи, к идее необходимости увязывания системы коллективов выживания с государственностью, чёткого разграничения и уважения полномочий того и другого.

Византия — территория при неофеодализме в постосевой период. На ней относительно хорошо сохраняются образ жизни и ментальность людей осевого времени. Иногда сохраняются «старые» народы. Но для «Византии» так же характерно наличие коллективов выживания.
коллективы выживания — минимальное объединение людей, способное существовать автономно. Коллектив выживания существует постоянно, в течении многих поколений. Коллектив выживания – первичная ячейка, из которых состоит полноценный, жизнеспособный народ. Коллектив выживания может быть семейно-родовой общностью, территориальной или религиозной общиной. Коллектив выживания – основа бытования национальных и религиозных ценностей и устоев. При переходе общества к модерну коллективы выживания разрушаются. Их функции во многом берёт на себя государство. При постмодерне общество окончательно атомизируется. С наступлением неофеодализма коллективы выживания снова начинают играть в социуме ведущую роль.
Неофеодализм – устройство общества, которое идёт на смену постмодерну. Основано на коллективах выживания. Отличается бедностью, жестокостью, авторитарность, чётким различением «своих» и «чужих». Наука, культура и общество в целом перестают развиваться. Понижается социальная и другие роли государства.
Общество модерна – массовое общество, где исчезают (уничтожаются) коллективы выживания. На их место становится государство. При модерне бурно развивается культура, наука, экономика. Создаются национальные государства, и модерные нации. Широко распространяются единые для всего общества ценности и идеи. Отчасти противоположные традиционным, отчасти им родственные
Общество постмодерна – общество атомизированных индивидов. Возглавляется привелегерованными меньшинствами, враждебными большей части населения. Создаётся масса субкультур. Единые ценности и мораль исчезают. Начинается массовая деградация и развал общества. Происходит полное уничтожение наследия традиционного общества. Деградирует экономика, культура, наука и все сферы социальной жизни.
Осевое время – период, когда люди стремятся преодолеть и освоить Бездну, уничтожить двойственность мироздания. Примерно с первого тысячелетия до н.э по XX век. Бурно развиваются религия, наука, философия. Развивается общество в целом.
Осевые религии и идеологии – развитые мировые религии, яркие философские концепции, появившиеся в осевое время. Стремятся освоить всю вселенную, стереть различия между «своим» и «чужим». На их основе образуются обширные человеческие общности
Постосевой период – наступает в наше время. Восстановление представлений традиционных древнейших представлений о своём и чужом, об организации общества. Прекращение развития науки и культуры. Деградация основ цивилизованной жизни. Основой общества вновь становятся коллективы выживания.
Традиционное общество – общество, построенное на основе коллективов выживания. Отличается стойким и стабильным набором ценностей и идейных представлений. Такое общество стабильно. Зачастую резко социально стратифицировано и полиэтнично, не единообразно.
Этнос – прежде всего, способ организации и взаимодействия друг с другом различных коллективов выживания, объединённых общей этнической идентичностью, языком и культурой. С переменой способа взаимодействия таких коллективов выживания друг с другом фактически появляется новый этнос. Учение вырабатывалось как нечто среднее между национал-демократией и традиционным почвенничеством. С одной стороны – самоорганизация и отсутствие примата государства, с другой – почитание традиционализма и коллективизма.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *