Неофеодализм это:

 

Фото http://www.freeoboi.ru/wallpaper/khaos19.html

Семён Резниченко.

Беседы и суждения. Вып. 15. Неофеодализм (краткое описание).

Неофеодализм это:

Неофеодализм — периодический кризис в истории человечества и отдельных обществ. С его наступлением уменьшается количество материальных ресурсов, численность населения, меняется структура социума.

В этот период времени они испытывают резкое сжатие, минимизацию (численности населения, прав и свобод, государственных и бизнес -структур, материальных благ). Пусть и не всегда строго одновременно. При этом в разных обществах могут слабеть разные элементы уклада. Некоторые другие, наоборот, могут продолжать активно развиваться. Но чаще всего социум коренным образом меняется. Хотя не всегда и порой не сразу. 

Неофеодализм — не только (и не столько) жесткая социальная иерархия и «кастовый строй», «беззаконие». Это может быть исчезновение социальных институтов индустриального-постиндустриального общества (бюрократии, системы образования, дорогой и большой  армии, массовой культуры и искусства). Эти институты во многом заменит хайтек (но где-то обойдутся и без него). В таких условиях  уклад жизни может основываться бесправии «низов», которых власть непрерывно контролирует в режиме реального времени. Но может основываться и на прямой демократии. И на различных сочетаниях выше названных полюсов. Например, где-нибудь и когда-нибудь прямая демократия может соединиться с наследственной монархией (как гарантией против захвата власти диктатором).

Значимость самоорганизации, внеэкономические социальные факторы могут сблизить неофеодальный уклад с обществами «долгого» железного века, который включает в себя Античность и Средневековье. Возможный минимализм в технике и искусстве, экономическая и техническая самодостаточность малых коллективов может сблизить его с мезолитом. В то время как ослабление и деградация религиозных и философских систем Осевого времени может возвратить духовную жизнь общества на уровень эпохи бронзы и более ранних эпох. В частности, привести к реальному обожествлению некоторых людей, вещей, предметов.

Но надо помнить, что это разнообразие может быть унифицировано, сведено на некоторое время к нескольким шаблонам. Или наоборот. Всё может быть! Надо о талебовском чёрном лебеде. Что-то случилось — и одни линии вероятного развития пресеклись. Открылись новые и пр..

Неофеодализм: внешняя и внутренняя основа

Неофеодализм может иметь внешние причины: на достаточно крепкое общество слишком сильно надавили извне. Либо важнейшею роль играет истощение внутренних ресурсов ( ослабление «человеческого материала», распад социальных связей). Часто большую роль играют как внешние, так и внутренние факторы.

Как будут «строить неофеодализм».

Вначале люди будут пытаться вернуть себе то, что им было дорого за последние 2 тысячи лет.  «То» включает в себя очень и очень многое, и люди чувствуют, что могут потерять «то». И в результате борьбы за возвращение «то» полностью или по большей части добьют.

Как будут создаваться неофеодальные сообщества.

  • Представители нынешней элиты продолжает сохраняет контроль над мощным охранно-силовым комплексом. Он не даёт разложиться также серьёзному инфраструктурно- производственному комплексу и переводит его на новые рельсы (робототехника, 3D-технологии и пр.)
  • Менеджеры среднего звена, силовики, инженеры-конструкторы и просто неожиданные люди спасают «старые» комплексы защиты и жизнеобеспечения, но без участия прежней элиты.
  • Представители нынешней элиты, либо менеджеры среднего звена, силовики, инженеры-конструкторы и просто неожиданные люди создают практически с нуля комплексы защиты и жизнеобеспечения, опираясь на активное использование робототехники, 3D-технологий и пр.
  • Некие квазитрадиционные, относительно примитивные сообщества налаживают отношения сообществами первых трёх типов. Например, поставляют какие-то виды продовольствия в обмен на 3D-изделия, осуществляют какие-то виды «пограничной службы» и пр… Самостоятельно выжить примитивным сообществам при неофеодализме будет непросто…
  • Было бы очень наивным считать, что при неофеодализме некоторые народы либо религиозные общности обречены на процветание либо уничтожение. Скорее их отдельные «структурные единицы» ждёт разная судьба…

В Европе ослаблены самоорганизация и воспроизводства, у мигрантов навыки хозяйствования. В результате в Европе не будет ни европейской, ни азиатско-африканской культуры. Скорее всего, возникнет культура новых неофеодальных сообществ.

Вряд ли в Европе появится некий единый халифат, как это пишут Чудинова и Уэльбек. По крайней мере, не на всей территории. Скорее будут различные неофеодальные группы местного и пришлого населения, смешанные группы. Такие, как дорийцы, ионийцы, эолийцы Древней Греции.

Базис перехода к неофеодализму — перестройка всех элементов общества в соответствии с  переходом на новые виды получения электроэнергии (энергия ветра, воды, термоядерный синтез и пр.) и перестройки промышленности на основе и перестройки промышленности на основе 3D-технологий. Конкретные воплощения неофеодального общества во многом будут определяться тем, кто будет владеть и распоряжаться этими технологиями.

Когда при неофеодализме возможен прогресс?

Тогда, когда происходит массовое переселение на новые территории (заселение земледельцами Юго — Восточной Азии). Может иметь место быстрое внедрение новых технологий (например, металлургии железа после краха цивилизаций Бронзового века). Как ответ на опасный вызов общество может сделать общий рывок в развитии (вероятно, возникновение Хараппской цивилизации как на вызов разрушительных засух и наводнений).

Как будут жить люди при неофеодализме.

Нынешние радости, опасности и страдания исчезнут, на их смену придут другие.

Неофеодализм и предвидение.

При переходе к неофеодализму надо уметь предвидеть, чтобы избегать трудностей. Именно для избегания чего-либо надо осваивать новые технологии. Предвидеть, чтобы достигать счастья и успеха бессмысленно. Лучше учиться наслаждаться любой мелочью здесь и сейчас.

Что может помешать или помочь при переходе к неофеодализму.

Плотная вписанность в практики и социальные технологии позднего постмодерна при переходе к неофеодализму может повредить, спровоцировать психологический шок. Помочь может обладание технологиями и ресурсами, гибкость и умение осваивать новые практики, выносливость и неприхотливость.

Переход к неофеодализму и страдание.

Страдание при переходе к неофеодализму может доставлять многое. Например, психологическая зависимость от дорогих, неэргономичных, практически бесполезных вещей и социальных практик. Неумение мириться с потерями, неумение адаптироваться к изменениям, отсутствие выносливости и способности переносить дискомфорт. А также  разбитые надежды и завышенные ожидания.

Переход к неофеодализму и аскетизм.

При переходе к неофеодализму добровольный аскетизм может компенсировать шок от нарастания дискомфорта, потерь и собственных слабостей.

Переход к неофеодализму и удовольствие.

При переходе к неофеодализму помогут необременительные привычки, доставляющие этому человеку максимальное удовольствие. Вроде любви к птичьему пению, любованию рассветами или закатами. Склонность к таким вещам надо в себе развивать.

Неофеодализм и отношение к переменам.

При переходе к неофеодализму легче будет тому, кого перемены «заводят», но кто при этом не теряет головы.

Умение жить одним днём и способность планировать.

Умение жить одним днём и способность планировать — добродетели разных людей. Поэтому очень важно будет везение.

Неофеодализм: уровень технического развития.

Некоторые люди утверждают, что при неофеодализме уровень технологий упадёт чуть ли не до каменного века. Но в таком случае большинство современных людей вообще не выживет. На территориях, где сохранится жизнеспособный тандем инженеров-техников и силовиков, может, наоборот, начаться бурное развитие ряда технологий. Например, позволяющих наладить производство всего необходимого на месте.

Качества неофеодальной вещи: лёгкость, удобство в использовании, максимальная долговечность.

Представления об истории при неофеодализме.

Где сохранится масса исторической информации, (книг, архивов), исторические представления в той или иной степени будет близки к нашим. Где её сохранится мало, представления об истории станут мифологическими – ёмкими и компактными. Множество сходных  разновременных событий объединят в одно, множество более или менее похожих исторических личностей – в одну.

Идеологии в эпоху смены энергетических эпох.
Привычные нам социализм, либерализм, консерватизм сложились в эпоху углеводородов, которая предполагает крупные унифицированные сообщества, привычную нам государственность и партийную политику. С переходом на новые энергоносители многие элементы этих идеологий исчезнут, другие разовьются в нечто новое.

Неофеодальные профессии.

Программист, инженер, воин, врач, фермер, монтажник-наладчик, священник, архивариус, системный аналитик.

Краткая суть неофео.

Примитивизация, минимализация, но прогресс того, что укрепляет минимализацию.

При неофеодализме бесконечный мир для человека ужмётся до ограниченного пространства с небольшим количеством предметов. Остальное станет ненужным.

Количество членов неофеодальных сообществ может оказаться очень небольшим. Достаточно персонала для нескольких автоматизированных систем.

При неофеодализме государство имеет шанс сохраниться, ужавших до небольшого числа очень эффективных управленцев и воинов.

Неофеодализм и мезолит.

Неофеодализм чем-то похож на мезолит. То же снижение плотности населения, упрощение многих аспектов культуры. Но при этом внедрение в жизнь многих ноу-хау, повышение автономности малых групп людей.

Что такое коллективы выживания.

Коллектив выживания – первичная ячейка  любого жизнеспособного этноса. Это минимальная группа людей, могущая автономно обеспечить своё существование (хотя полная автономность редко реализуется на практике). Коллектив выживания основан на тесных межличностных связях. Он является хранителем  нравственных норм, идейных убеждений, национальной идентичности. Система взаимодействия коллективов выживания образует этнос.

В истории коллективы выживания проявляли себя по разному. В виде кровно- родственных объединений типа клана, территориальных и религиозных общин и пр.

При неофеодализме коллективы выживания станут основой сообществ, основанных на принципах самоорганизации.

Виды социальной организации при неофеодализме.

Полисы — технически развитые и самодостаточные сети коллективов выживания. Могут включать в себя целый ряд коллективов выживания и их сетей разного уровня развития, где ведущую роль играют производители программного контента, организаторы производства и защиты.

Полисы могут быть разными.

А) «Обычными», ориентированными на физическое и культурное воспроизводство своих членов.

Б) «Научными монастырями», основная цель которых — получения интеллектуального продукта. Все остальные виды их деятельности подчинены этой единой цели.

Империи.

А) Империя, защищающая автономные коллективы выживания и полисы, выступающая модератором отношений между ними.

Б) Тоталитарная империя. В ней ряд неразвитых или односторонне развитых, плохо или никак не организованных групп людей полностью зависят от единого центра производства программного контента и политико- силового контроля.

Можно предложить и другую классификацию неофеодальных сообществ, на основе соотношения традиционности и инновационности.

А. «Королевства и вольные города» — различные социальные структуры, как правило, сравнительно малолюдные, уклад жизни в которых полностью перестроен согласно принципам неофеодализма (организация людей в коллективы выживания, экономия ресурсов, компактность всего и вся).

Б. «Византии» — общества, претерпевшие определённые изменения, но сохранившие немало из уклада жизни времён модерна и постмодерна.

Что такое внегуманистические общество.

Антипод сети коллективов выживания. В этом обществе подавляется какая-либо самоорганизация, попытки людей действовать в соответствии с поставленными ими самими целями.

Это антисоциум, т.е. большинство людей в нём могут вообще не взаимодействовать друг с другом. Либо они как-то взаимодействуют, но не образуют устойчивых социальных связей. Каждый из них может непосредственно управляться из центра. Людей в таком обществе требуется совсем немного, они заменены машинами.

Если такое общество перестаёт быть нужным владельцу, оно может быть ликвидировано практически сразу.

Неофеодализм между прошлым и будущим.
После падения цивилизаций бронзового века поздняя античность на некоторое время восстановила некоторые аспекты «бронзовых»: цивилизаций: сравнительный комфорт для части населения «цивилизованного мира», сакрализация власти и пр.. При этом в обществе господствовало уже другое мировоззрение: абстрактная философия, монотеизм.
Но в период средневековья в Европе возобладали традиции долгого железного века: партикуляризм, большая политическая роль местной самоорганизации и мощных структур военного характера и пр. Но при сохранении основной специфики предыдущей эпохи в интеллектуальной и духовной сфере.
Но в гораздо большей степени некоторые традиции бронзового века нашли своё воплощение в Новое время: крупные государства, основанные на античность). Возможный минимализм в технике и искусстве, экономическая и техническая самодостаточность малых коллективов может сблизить его с мезолитом. централизованной разветвлённой инфраструктуре, культ живых и умерших правителей и т.д. и т.п.. Однако сложившиеся в т.н. Осевое время (несколько веков до и после нашей эры) религиозные и философские доктрины сохраняли своё значение.

В будущем роль самоорганизации, внеэкономическое принуждение могут сблизить общество с таковыми периода долгого железного века (неофеодализм, новая античность). В то время как ослабление и деградация религиозных и философских систем Осевого времени может возвратить духовную жизнь общества на уровень эпохи бронзы и более ранних эпох. В частности, привести к реальному обожествлению некоторых людей, вещей предметов.
Современная техника, и в особенности искусственный интеллект, с одной стороны, увеличивают возможности власти в её контроле над людьми. С другой стороны – увеличивают возможности отдельного человека или малой группы людей. Техника – основная причина неопределённости будущего и его отличия от предыдущих эпох.

Автор: Cоциогнозис, футурология, коллективы выживания, 3d-технологии, альтернативная энергетика. История: ответы на вопросы

Семён Резниченко (псевдоним историка И.Ю. Васильева) — футуролог, социальный аналитик, философ, публицист. Семён Резниченко — автор концепции Социогнозиса— современного учения о циклическом развитие человечества. Оно описывает историю людей как периодичность развития и упадка, расширения и сужения. Cоциогнозис, футрология, коллективы выживания, 3d-технологии, альтернативная энергетика,