Беседы и суждения Вып. 54. Балканские народы.

Беседы и суждения Вып. 54.

Балканские народы.

Родственная и территориальная идентичность у южных славян.

Для социальной организации южных славян очень важны как родственная, так и территориальная идентичности. Например, праздник Славы, распространённый преимущественно у сербов, празднуется как в честь святого – покровителя семьи, так и святого – покровителя семьи.

Уникальность сербов и хорватов.

Это единственные в наше время славянские народы ( наряду с сорбами , приживающими в Германии), этническое ядро идентичность которых сложились ещё прихода на ныне занимаемые территории.

Сербы.

Удивительно, что этот небольшой по численности народ дважды создавал сильную региональную державу.  А также большое число ярких интеллектуалов среди сербов.

Хорваты.

Для хорватов характерно весьма гармоничное соотношение низовой самоорганизации и государственной организации, свободы и порядка. Но размытость этнических границ между некоторыми группами хорватов и сербов (например, те и другие входили в социальную группу граничар) и стремление эти границы углубить приводили к вспышкам националистического террора.

Болгарское овощеводство.

В 2016 году Болгария была вынуждена закупать в соседних странах фрукты и овощи, что объясняется отсутствием государственного протекционизма, и низким уровнем поддержки сельского хозяйства. При этом экологически чистые и качественные болгарские овощи активно закупаются жителями наиболее развитых европейских страна прямо у производителей…

Как албанцы появились в южной Албании.

Сравнительно широкое распространение албанского языка и идентичности в южной Албании произошло в условиях соперничества за эти территории византийцев и славянских правителей, к которым в  последствии присоединились крестоносцы и турки. Это мешало созданию здесь достаточно крупных и устойчивых территориальных сообществ. В отсутствии стабильности более компактная самоорганизация албанцев, основанная на родственных связях оказалась более предпочтительной для местного греко-, романно-  и славяноязычного населения. Считается, что процесс этот завершился поздно, уже в период Османской империи, жизнь в которой способствовала албанизации.

Валахи — гибкое общество в неблагоприятных условиях.

Одна из версий происхождения румын, молдаван и валахов в целом весьма поучительна. Романоязычное население Балкан в условиях Великого переселения народов создало стиль жизнь «на всякий случай». Компактные, но достаточно крупные, мобильные коллективы полукочевых скотоводов. Которые в случае благоприятной ситуации могли занять удобные земли, начать сеять хлеб, но могли не связываться с сильным противником. В случае румын и молдаван они смогли развернуться в оседлые этносы и государства.

Святая гора Афон — не только монастырь. Но и почти единственный почти античный полис. Наряду с Сан- Марино.