Беседы и суждения Вып. 54. Балканские народы.

Беседы и суждения Вып. 54.

Балканские народы.

Родственная и территориальная идентичность у южных славян.

Для социальной организации южных славян очень важны как родственная, так и территориальная идентичности. Например, праздник Славы, распространённый преимущественно у сербов, празднуется как в честь святого – покровителя семьи, так и святого – покровителя села.

Уникальность сербов и хорватов.

Это единственные в наше время славянские народы ( наряду с сорбами , приживающими в Германии), этническое ядро идентичность которых сложились ещё прихода на ныне занимаемые территории.

Сербы.

Удивительно, что этот небольшой по численности народ дважды создавал сильную региональную державу.  А также большое число ярких интеллектуалов среди сербов.

Хорваты.

Для хорватов характерно весьма гармоничное соотношение низовой самоорганизации и государственной организации, свободы и порядка. Но размытость этнических границ между некоторыми группами хорватов и сербов (например, те и другие входили в социальную группу граничар) и стремление эти границы углубить приводили к вспышкам националистического террора.

Болгарское овощеводство.

В 2016 году Болгария была вынуждена закупать в соседних странах фрукты и овощи, что объясняется отсутствием государственного протекционизма, и низким уровнем поддержки сельского хозяйства. При этом экологически чистые и качественные болгарские овощи активно закупаются жителями наиболее развитых европейских страна прямо у производителей…

Как албанцы появились в южной Албании.

Сравнительно широкое распространение албанского языка и идентичности в южной Албании произошло в условиях соперничества за эти территории византийцев и славянских правителей, к которым в  последствии присоединились крестоносцы и турки. Это мешало созданию здесь достаточно крупных и устойчивых территориальных сообществ. В отсутствии стабильности более компактная самоорганизация албанцев, основанная на родственных связях оказалась более предпочтительной для местного греко-, романно-  и славяноязычного населения. Считается, что процесс этот завершился поздно, уже в период Османской империи, жизнь в которой способствовала албанизации (социальная нестабильность, исламизация).

Валахи — гибкое общество в неблагоприятных условиях.

Одна из версий происхождения румын, молдаван и валахов в целом весьма поучительна. Романоязычное население Балкан в условиях Великого переселения народов создало стиль жизнь «на всякий случай». Компактные, но достаточно крупные, мобильные коллективы полукочевых скотоводов. Которые в случае благоприятной ситуации могли занять удобные земли, начать сеять хлеб, но могли не связываться с сильным противником. В случае румын и молдаван они смогли развернуться в оседлые этносы и государства.

Святая гора Афон — не только монастырь. Но и почти единственный почти античный полис. Наряду с Сан- Марино.

Косово.

Косово стало центром сербских земель в XII – XIII вв., когда сербы вели экспансию на юг, стремясь выйти к морю и стать преемниками гибнущей Византии, лидерами православного мира.

Когда эти территории вошли в состав Османской империи, то турецкие власти постепенно взяли курс на выдавливание активных и  непокорных сербов с территорий, наиболее близких к Константинополю. И, соответственно, замену их на более лояльных албанцев.

Лидер югославских коммунистов И.Б. Тито одно время поощрял албанизацию Косова, чтобы настроить албанцев Албании в пользу вхождения в состав Югославии. Именно тогда преобладание албанцев в Косово стало абсолютным.

НАТО, создавая современное Косово, стремилось ликвидировать Югославию как самостоятельного политического игрока в важнейшем геостратегическом регионе. А также создать подконтрольный анклав, который можно будет использовать «против всех». А также, вероятно, «оффшор» для различных видов деятельности, неприемлемых в других регионах.

А вот насколько эти планы совпадает с планами косовских албанцев, и что из этого  получится в итоге – неизвестно. Среди албанцев Косова после провозглашения независимости обострился конфликт сторонников объединения в единое государство с Албанией и сторонников особой         косовской идентичности.  Например, сейчас в Косово оформляется конфликт сторонников традиционной прозападной ориентации со сторонниками турецкого лидера Эрдогана. Этот конфликт вышел на поверхность после выдачи Турции косовскими силовиками сторонников Фетхуллаха Гюлена.

Одновременно в Косово при активной международной поддержке растёт популярность радикального ислама, особенно — среди молодёжи. Косово может стать перевалочным пунктом для масштабной переброски хорошо вооруженных боевиков на север и запад…

Автор: Cоциогнозис, футурология, коллективы выживания, 3d-технологии, альтернативная энергетика. История: ответы на вопросы

Семён Резниченко (псевдоним историка И.Ю. Васильева) — футуролог, социальный аналитик, философ, публицист. Семён Резниченко — автор концепции Социогнозиса— современного учения о циклическом развитие человечества. Оно описывает историю людей как периодичность развития и упадка, расширения и сужения. Cоциогнозис, футрология, коллективы выживания, 3d-технологии, альтернативная энергетика,