Тихоокеанские культуры

Тихоокеанские культуры (ТК) — культуры востока Евразии и обеих Америк. Термин введён историком И.Ю. Васильевым. В частности, культуры Китая, Японии, Кореи и доколумбовых цивилизаций Америки. Элементы традиции тихоокеанских культур встречаются у финно — угров, белых американцев.

Для ТК характерно растворение личности человека в космосе, явлениях природы, коллективе и своей социальной роли. Поощряется максимальная ликвидация личностной специфики. Что, например, привело на востоке Азии к завышенной значимости искусственного интеллекта, робототехники.

Для них характерна значимость внеличностных регуляторов общественной жизни (принципов и правил над индивидуальными потребностями, желаниями).

Носители ТК также стремятся к контролю над неповторимым и индивидуальным в мире, к его точной и полной фиксации. Это, например, нашло выражение в поэзии хайку, элитной керамике и мелкой пластике доколумбовых цивилизаций. А также быстрому развитию цифровых систем контроля и слежения за людьми. Например, в современном Китае.

Тихоокеанские культуры в целом материалистически ориентированы, сфера духовного в них осмысляется как часть материального природного мира. Поэтому для них, например, достаточно органичен марксизм, а религиозные практики доколумбовых индейцев, вероятно, осмыслялись как часть производства материальных благ.

Основа традиционной социальной организации этих культур — преимущественно родственные коллективы выживания, объединённые в сети во главе с лидерами.

Для ТК в целом характерно сохранение ряда культурных установок, характерных для неолита и эпохи бронзы. Например, значима роль сакрального монарха — посредника между людьми и богами (например, японский император). При этом он должен был максимально слиться с выполняемой функций, подавить свою личность. Поэтому у носителей ТК нередко было два и более правителей, один из который выполнял символические, а другой — практические функции. Очень значимы всегда были всевозможные органы коллективного руководства.

Что касается белых американцев, то они освоили максимально полное слияние со своей социально — профессионально ролью, практики нивелирования своей личности, жесткого социального контроля во многом отдельно от древних культур региона. Это было делалось с целью повышения эффективности бизнеса, укрепления общественного порядка, повышения управляемости обществом. Хотя определённое влияние древних тихоокеанских культур, преимущественно на интеллектуалов, всё же нельзя отрицать.

Литература

Васильев К. В. Истоки китайской цивилизации. М., 1998.

Духовная культура Китая / гл. ред. М. Л. Титаренко, Ин-т Дал. Востока РАН. — М.: Восточная литература, 2006. — Т. 6: Искусство. — 1031 с. 

Васильев Л. С. Древний Китай: в 3 т. Т. 3. Период Чжаньго (V—III вв. до н. э.). М.: Восточная литература, 2006.

Малявин В. В. Сумерки Дао. Культура Китая на пороге Нового времени. — М.: Дизайн. Информация. Картография, Астрель, АСТ, 2003. — 448 с. 

История Японии / Под ред. А. Е. Жукова. — М.: Институт востоковедения РАН, 1998. — Т. 1. С древнейших времён до 1868 г. — 659 с.

Данн Ч. Традиционная Япония. Быт, религия, культура. — М.: Центрполиграф, 2006. — 222 с.

Иофан Н. А. Культура древней Японии / Отв. ред. Н. А. Виноградова. — М. : Наука, 1974. — 261 с.

История японской культуры : учеб. пособие для вузов / Отв. ред. А. Н. Мещеряков. — М. : Наталис, 2011. — 368 с.

Нагахата Я., Мацубара С., Окуда С., Тадзава Ю. История культуры Японии. Обзор. — 1992. — 120 с.

Сабуро И. История японской культуры. — М. : Прогресс, 1972. — 260 с.

Дьяконова Е. М. Вещь в поэзии трёхстиший (хайку) / Вещь в японской культуре. — М., 2003. — С 120—137.

Корейское классическое искусство. Сборник статей. Москва, издательство «Наука», Главная редакция восточный литературы, 1972 г. Составитель Л.И.Киреева, ответственный редактор Л.Р. Концевич.

Дрю Дэвид. Майя. Загадки великой цивилизации / Пер. с англ. Р. Р. Муфтахова. — Смоленск: Русич, 2012. — 416 с.: ил.

Ершова Г. Г. Древняя Америка: полёт во времени и пространстве: Мезоамерика. — M.: Алетейя, 2002. — 392 с.

Берёзкин Ю. Е. Инки: Исторический опыт империи / Отв. ред. д-р ист. наук Р. В. КинжаловАкадемия наук СССР. — Л.: Наука, Ленингр. отд-ние, 1991. — 232 с.

Автор: Семён Резниченко. Cоциогнозис, футрология, коллективы выживания, 3d-технологии, альтернативная энергетика,

Семён Резниченко (псевдоним историка И.Ю. Васильева) — футуролог, социальный аналитик, философ, публицист. Семён Резниченко — автор концепции Социогнозиса— современного учения о циклическом развитие человечества. Оно описывает историю людей как периодичность развития и упадка, расширения и сужения. Cоциогнозис, футрология, коллективы выживания, 3d-технологии, альтернативная энергетика,