Русские коллективы выживания: особенности

Семён Резниченко.

Русские коллективы выживания: особенности.

Какова историческая специфика русских коллективов выживания?

У славян вообще в ранний период истории огромную роль играл небольшой родственный коллектив, самостоятельный и мобильный, способный быстро влиться в более крупные территориальные общества, организованные по территориальному принципу. Хотя на ряде территорий фиксируются крупные родственные коллективы выживания, объединённые в разветвлённые сети. Например, у южных славян, предположительно – у кривичей, ильменских славен.

У русских особое значение имел примат территориальной самоорганизации при поддержке религиозного фактора (объединение в рамках прихода). Территориальные сети объединяли в единое целое большие и малые семьи (семейные группы могли быть как малочисленными, так и сравнительно крупными). Специфика семейного уклада сильно зависела от принадлежности к локальной группе русских, исторического периода, местных традиций и личных качеств членов семьи.

Большую роль играл антропоцентризм и индивидуализм русских, их склонность к миграциям. Поэтому главы семей, одинокие люди часто присоединялись к различным частным сообществам. К тем, к которым хотелось присоединиться, и имелась возможность это сделать. Такие сообщества ещё не успели стать коллективами выживания либо имели временный характер.

При этом территориальные сети коллективов и частные сообщества демонстрировали высокий уровень эффективности и сплочённости. Недавно созданные, они могли действовать как коллективы выживания, имевшие многовековую историю!

Таким образом, специфика традиционных русских коллективов выживания была внутренне неоднородной при в целом значительной роли территориальной самоорганизации и частных сообществ.

В советский период территориальная самоорганизация была почти уничтожена. Сети коллективов выживания либо исчезли, либо ужались до минимальных размеров. Этому во многом способствовала коллективизация сельского хозяйства, тотальное огосударствление городского и сельского быта. Относительно прочные социальные связи по территориальному признаку у славянского населения РФ сохранились в большей степени на севере и востоке страны. Иногда на их основе могут создаваться более или менее функциональные структуры, имеющие официальный статус. Такие, как жилищные ТОСы и пр.

Коллективы выживания, основанные на родстве, к концу XX в. серьёзно ослабели. Они, например, перестали быть производственными ячейками, во многом утратили способности учить и воспитывать. Что выразилось в снижении рождаемости (помимо прочего, последняя сильно зависит от потребности домохозяйства в рабочих руках), росте числа людей, склонных к паразитическому образу жизни, алкоголизме и наркомании.

Но всё же семья как таковая сохранились.

В таких условиях колоссальное значение приобрели частные сообщества, основанные на межличностных контактах, «связях». Особенно большую роль они играли в позднесоветский и ранний постсоветский периоды.

Советская власть видела в русской самоорганизации опасность. Но при этом она активно использовала особенности социальной психологии русских, которые многие из них приобретали в традиционных коллективах выживания (альтруизм, патриотизм). Вскоре после ухода людей, воспитанных в традиционных коллективах, Советский Союз распался.

Сейчас завершается и постсоветский период …

Автор: Cоциогнозис, футурология, коллективы выживания, 3d-технологии, альтернативная энергетика. История: ответы на вопросы

Семён Резниченко (псевдоним историка И.Ю. Васильева) — футуролог, социальный аналитик, философ, публицист. Семён Резниченко — автор концепции Социогнозиса— современного учения о циклическом развитие человечества. Оно описывает историю людей как периодичность развития и упадка, расширения и сужения. Cоциогнозис, футрология, коллективы выживания, 3d-технологии, альтернативная энергетика,