Резниченко С. Охранник «Ельцин – центра» как художник – акционист

Семён Резниченко.

Охранник «Ельцин-центра» как художник-акционист

Первоначальная публикация — АПН

«Ельцин – центр» в очередной раз оказался в неоднозначной ситуации. «В порче картины ученицы Малевича Анны Лепорской «Три фигуры» обвиняют Александра Васильева, сотрудника частной охранной организации, осуществляющей охранную деятельность в «Ельцин-центре», где было выставлено полотно. Мужчина рассказал изданию e1.ru, зачем пририсовал фигурам на картине глаза с помощью шариковой ручки.

Напомним, картина Лепорской «Три фигуры» из коллекции Третьяковской галереи была представлена на выставке «Мир как беспредметность. Рождение нового искусства» в «Ельцин-центре» в Екатеринбурге (проходит с 5 ноября по 20 февраля). Вечером 7 декабря две посетительницы выставки заметили, что у двух фигур на картине шариковой ручкой пририсованы глаза. 3 февраля полиция в Екатеринбурге возбудила уголовное дело по ч. 1 ст. 214 УК РФ («Вандализм»). 8 февраля в пресс-службе центра сообщили, что личность предполагаемого вандала установлена: им оказался сотрудник частной охранной организации» — пишут «Аргументы и факты» https://aif.ru/culture/art/zachem_ohrannik_elcin_centra_narisoval_glaza_na_kartine_uchenicy_malevicha.

Это не единичный случай. Например, можно найти такую информациюhttps://vashurok.ru/articles/2021-04-12-ne-ponyal-kak-poset: «В Сеуле проходит выставка уличного искусства StreetNoise, на которой художники со всего мира могут показать свой потенциал и продемонстрировать работы. Однако в этот раз выставка стала известна на весь мир благодаря отнюдь не гениальности художника, а инциденту, который учинила молодая пара. Двое гостей выставки случайно испортили картину художника, псевдоним которого JonOne. К слову, работа была стоимостью пятьсот тысяч долларов.Картина «Без названия» подверглась вандализму.

Поскольку картина была очень больших размеров, покрыть ее стеклом не удалось. Рядом с произведением искусства были разложены инструменты, с помощью которых оно было создано. И вот представьте, приходите вы на выставку современного уличного искусства и видите огромный холст, рядом с которым разложены различные кисти, краски и другие инструменты для создания картины. Особенно любопытные, преисполненные энтузиазмом посетители вполне могут взять и начать дополнять шедевр своими авторскими мазками». И вряд ли они при всём желании могли что –либо испортить.

Поэтому, если вдуматься, охранника Александра Васильева вполне можно воспринимать как очень смелого художника-акциониста, сторонника новой искренности, наивного искусства. То, что он действовал спонтанно, никакого произведения искусства создавать не хотел, только повышает художественную ценность его действий. Особенно в плане искренности.

Тем более, что сходные методы уже применяются вполне официально. С картинами можно работать в виртуальном формате. Например, так: «Рядом стоит и другое чудо техники — специальное оборудование, позволяющее попасть внутрь картины. Именно здесь можно вслед за героями популярнейших книг о Гарри Поттере «войти» в полотно. Компьютерная программа, оцифровывая изображение человека, позволяет «перенести» его в один из мировых шедевров. Процесс простой: необходимо встать на специально отмеченное зеленными кругами место в нескольких шагах от огромного экрана, транслирующего известные произведения художников. Чтобы компьютер «увидел» посетителя, надо просто развести руки в стороны. И вот ты уже, например, обнимаешь одного из медведей картины «Утро в сосновом бору» Шишкина» https://rg.ru/2013/08/13/reg-ufo/kartina.html?id=443340.

Интересна сама возможность дорисовывать и перерисовывать в выставочных залах 3D- копии известных картин, превращать их в непрерывно меняющиеся коллажи. Правда, такие дорисовки обязательно должны проходить модерацию. Сочетание возможности и ограничений, помимо чисто «охранительной» функции, может способствовать развитию художественного вкуса, особенно у молодых.

Такой вариант проходит для многих картин, хотя и не для всех. Не стоит, полагаю, вообще что-либо делать с произведениями на определённые темы (религия, войны, ряд моментов истории, сцены насилия, смерти).

Над произведениями более или менее реалистическими желательно экспериментировать исключительно в цифровом пространстве. Как это делают авторы сетевых коллажей и пр.

Картины, пусть даже фантасмагорические, но построенные из элементов реальности (пусть и гротескной) имеют авторскую индивидуальность и представляют из себя законченный, структурированный мир – космос (в античном понимании). Чужеродное вмешательство здесь нарушает гармонию, вносит элемент хаоса. В данном случае – разрушения, вандализма. Поэтому пара из Сеула вряд ли стала дорисовывать работы того же Сергея Воржева. Если бы даже имела такую возможность …

Другое дело – многие проявления абстрактного искусства. Они, по большому счёту, этот самый хаос и символизируют. Хаос как отсутствие структуры, индивидуальности и единства, личностного начала как такового. Что может добавить несколько лишних штрихов к безликому инеописуемому?

Работа Лепорской — тема особая. Вроде не квадраты и разноцветные пятна, а человеческие фигуры, пусть и не слишком реалистические. Но без глаз. А без них нет живого существа. Есть некое неустойчивое промежуточное состояние между хаосом и живым микрокосмом. Когда фигуры вот –вот или сольются с фоном, или оживут. Оживление – это появление глаз, других элементов лица. Об этом, например, говорят мифы разных народов о появлении человека. Таковы глубинные психологические установки человека. Именно поэтому Александр Васильев дорисовал глаза – сделал неоформленное живым.

Конечно, не стоит поощрять спонтанное рисование на картинах как таковое. Но в данном конкретном случае стоит проявить мягкость. И развивать практику запланированных, целенаправленных акций такого рода в отношении беспредметного авангарда.

Прежде всего – по инициативе самих художников. Они могут выделять для доработки уже готовые копии своих работ. Или приглашать соавторов. Право вносить в них изменения можно выставлять на благотворительные аукционы. Или, наоборот, давать свободно резвиться посещающим музеи и выставочные залы. Например, учащимся школ, воспитанникам детских садов. Может получиться очень интересно, почти как фрески Тассили. Одну скальную поверхность расписывали разные люди в течении тысячелетий! А тут такой же эффект, но гораздо быстрее …

Почему бы руководству «Ельцин-центра» не попросить Александра Васильева ещё поработать над глазами трёх фигур Лепорской. И ещё лучше заплатить ему за эту круглую сумму, премию в области авангардного искусства дать. Было бы на редкость креативно!

Однако, «те самые» люди непринуждённо относятся к чужим ценностям, а к себе и своим – с тяжеловесной серьёзностью. Тем более, что здесь очень важный финансово-юридический момент – беспредметный авангард хочет дорого продаваться. А поэтому хочет юридически считаться тем же, что и картины Боттичелли, Шишкина, Айвазовского. Поэтому вряд ли …

About Семён Резниченко. Cоциогнозис, футрология, коллективы выживания, 3d-технологии, альтернативная энергетика,

Семён Резниченко (псевдоним историка И.Ю. Васильева) — футуролог, социальный аналитик, философ, публицист. Семён Резниченко — автор концепции Социогнозиса— современного учения о циклическом развитие человечества. Оно описывает историю людей как периодичность развития и упадка, расширения и сужения. Cоциогнозис, футрология, коллективы выживания, 3d-технологии, альтернативная энергетика,