КАЗАЧЬЯ ЭКОНОМИКА: ТРАДИЦИИ, СОВРЕМЕННОСТЬ И БУДУЩЕЕ

КАЗАЧЬЯ ЭКОНОМИКА: ТРАДИЦИИ, СОВРЕМЕННОСТЬ И БУДУЩЕЕ
Прим. ред. Цирк и развлекательные подворья — вещи сомнительные. Лучше уж сельское хозяйство и охранная деятельность.
Александр Якушев
Экономика казачьих обществ – что это такое? Какой может быть казачья экономика? Подобные вопросы задают себе казаки, атаманы, чиновники, некоторые представители научного сообщества и многие другие.
Мне, как атаману городской общины, приходиться сталкиваться с некоторыми подобными процессами, и я решил постараться сформулировать определение «казачьей экономики» и показать место современной казачьей общины в экономической системе Российской Федерации.
Какими бывают казачьи объединения?
Современные казачьи сообщества существуют в виде организации граждан в различные спортивные секции, фольклорные ансамбли, кружки и дискуссионные клубы. У некоторых казаков получается объединяться в частных охранных организациях, встречаются коммерческие организации кооперативы, фермерские хозяйства, ООО и ЗАО, фонды, ассоциации, ассамблеи, федерации, но чаще всего некоммерческие организации. И получается, что говорить о казачьей экономике надо в рамках третьего сектора.
Для выстраивания войсковой системы почему-то была выбрана юридическая форма НКО – «казачья организация» с фиксированным численным составом. Фонды, федерации, клубы, ансамбли не являются структурными подразделениями в вертикальной пирамиде войсковых казачьих обществ и, наверно, это правильно. Другой вопрос, насколько это эффективно в плане возрождения казачьего образа жизни и возврата войскового имущества (реституции). Имущество казачьих обществ, незаконно отобранное во время революции, безусловно может оказать огромною пользу в развитии экономической деятельности, но это только в том случае, если есть понимание в каком направлении развиваться.
Дореволюционное и современное казачье хозяйство
К примеру, Терское казачье войско зарабатывало на сдаче в аренду войсковых земель. На 1 января 1916 года их площадь составляла 1 964 409 десятин. Среди традиционных форм промысла и заработка были лов рыбы, шелководство, виноградарство, продажа минеральной воды, но самые большие доходы приносили нефтяные промыслы. В 1915 году доход от нефти составил 3 183 025 рублей. Безусловно, это выгодно, но необходимо учитывать и современные реалии, использовать все инновационные формы заработка некоммерческого сектора.
Современная наука делит организации и фирмы на виоленты, патиенты, эмприсанты и комутаннты – это крупные, средние, мелкие и научные организации. В принципе казачье общество может быть любым из перечисленных. Что касается сегмента рынка, того направления, в котором можно работать, то здесь можно выбрать как традиционные формы заработка, так и современные, лишь бы не было расхождения с законом и с уставными целями.
Традиционно казаки зарабатывали на воинской, кордонной службе, участвовали в военных компаниях. Современное законодательство очень сильно ограничивает казачьи организации в этом виде заработка. Частные военные компании в России не работают, частные охранные организации имеют право создавать только физические лица и с недавнего времени войсковые казачьи общества. Хуторские, станичные, городские уже в эту категорию не попадают.
С фермерством все понятно, на земледелии казаки зарабатывают там, где земля есть и у некоторых это неплохо получается. Но земля есть не у всех. Еще один из традиционных видов заработка это организация представлений мастерства верховой езды и владения оружием. Тому есть примеры, кубанские казаки создали даже свой цирк на территории Европы. Можно так же зарабатывать на проведении соревнований, различных концертов, форумов и конференций.
Как создать экономическую основу казачьего общества?
Казаки станицы Боргустанской Терского войска организовали в одном из частных домов подворье и зарабатывают на обрядовых представлениях для туристов, посещающих Кавказские Минеральные Воды. Издание художественной и исторической литературы тоже может приносить какой-то доход. Традиционный казачий промысел в виде кузни, швейной мастерской, изготовлении изделий из кожи, изготовление сувенирной продукции и многое другое тоже могут быть источниками дохода.
Во всех этих процессах самое главное – мудрость атамана. Чем больше видов деятельности получилось организовать, чем диверсифицированней заработок, тем стабильней жизнедеятельность казачьей общины и эффективнее казачье хозяйствование. Самое главное – никогда не падать духом и каждую неудачу расценивать как полученный опыт.

Александр Печников, атаман Ставропольского городского казачьего общества

Автор: Cоциогнозис, футурология, коллективы выживания. История: ответы на вопросы

Семён Резниченко (псевдоним историка И.Ю. Васильева) — футуролог, социальный аналитик, философ, публицист. Семён Резниченко — автор концепции Социогнозиса— современного учения о циклическом развитие человечества. Оно описывает историю людей как периодичность развития и упадка, расширения и сужения. Cоциогнозис, футрология, коллективы выживания, 3d-технологии, альтернативная энергетика,