Иллюстрированный словарь «Социогнозиса» Семёна Резниченко

             Социогнозис

            Иллюстрированный словарь

 Здесь собраны основные термины доктрины «Социогнозис» Семёна Резниченко.

Некоторые термины «Соцогнозиса» являются оригинальными, другие заимствованы Семёном Резниченко у других авторов с корректировкой значения (Л.Н. Гумилёв, К. Ясперс, Ж. Ле Гофф, Р. Бенедикт и др.), третьи являются общераспространёнными.

 

Фото www.goodfon.ru

«Византия» — территория при неофеодализме в постосевой период. На ней относительно хорошо сохраняются образ жизни и ментальность людей эпох модерна и постмодерна. Иногда сохраняются «старые» народы. 

«Долгий Железный век» (1 тыс. до н.э. – 16 (17) в. н.э.) – распад культур Бронзового века, повышение возможностей малых групп людей с началом массового использования железа. Имело место развитие института территориальных самоуправляющихся общин. Активное расселение кельтов, германцев. Рост значения автономных общин, профессиональных воинов, активное воздействие на европейскую жизнь кочевников. В рамках Железного века можно выделить несколько подпериодов:

а) 4 в. до н. э – 4 в. н. э — Поздняя античность – появление в Европе бюрократических империй, значительная роль торговли, сакрализация власти и пр.. При этом бюрократические империи (в особенности, Римская) существовали на юге Европы. Когда как севернее имел место уклад, более характерный для Железного века.

б) 5 – 11 вв.- Великое переселение народов: расселение германцев, славян, появление в Европе кочевников (гуннов, венгров, протоболгар и др.).

в) 11- 15 (16) вв. – Средневековье – частичное восстановление специфики доимперского Железного века — большая политическая роль местной самоорганизации и мощных структур военного характера и пр.

Наряду с эпохой модерна, стал социально — исторической основой для Осевого времени в культуре.

 Индивидуализм, авторитаризм, анархизм – триада качеств, характеризующие основную специфику русского менталитета. Характерны так же для менталитета украинцев, но проявляются по-другому.  

Фото brl.mk.ru

Инфраструктура – основа современного общества, сочетания систем современного производства, безопасности, образования, медицины, транспорта. Наряду с коллективами выживания – основа сохранения человеческих популяций при неофеодализме. Отчуждение современных людей от защиты и развития инфраструктуры, надежды на некое её самосохранение – одна из самых серьёзных опасностей для современного человечества.  

Конвиксия – устойчивый, давно существующий коллектив выживания. Его жизнь регулируется сложившимися обычаями и традициями, принципы поведения в нём отточены. Однако конвиксиям присуща некоторая рутинность, подавление индивидуального начала и новаций, что не всегда полезно.  

 

Казачья семья

Фото pravmir.ru

Коллективы выживания — минимальное объединение людей, способное существовать относительно автономно. Коллектив выживания воспроизводит себя непрерывно, в течении многих поколений. Коллектив выживания – первичная ячейка, из которых состоит полноценный, жизнеспособный народ. Коллектив выживания может быть семейно-родовой общностью, территориальной или религиозной общиной. Коллектив выживания – основа бытования национальных и религиозных ценностей и устоев, его физического воспроизводства.

При переходе общества к модерну коллективы выживания разрушаются. Их функции во многом берёт на себя государство. При постмодерне общество атомизируется. С наступлением неофеодализма коллективы выживания снова начинают играть в социуме ведущую роль.

Коллективы выживания почти всегда объединяются в сети разной степени разветвлённости и близости коллективов между собою.

Консорция – недавно созданный самоорганизующийся коллектив. Не имеет чётко установленных правил и принципов общежития, общепризнанный традиций. Цели и границы полномочий консорции часто размыты. Для них нередко характерны внутренние и внешние конфликты. Но их члены отличаются активностью и напором. 

 

Фото: www. topos. ru

Крысочеловек – предполагаемый человек будущего. Его основными качествами, вероятно, будут гипертрофированные гибкость, приспособляемость, усреднённость способностей и качеств.

Культура достижения (чаще всего – высокий уровень эндоэлевтерности) и культура выживания (чаще – всего – высокий уровень экзоэлевтерности), экзо- и эндоэлевтерность  — одни из основных основ учения «Социогнозис» Семёна Резниченко. Её по ряду параметров близка концепция культуры вины и культуры стыда во многом обозначают границы между культурами модерна – постмодерна и традиционной культурой. Культура вины и культура достижения сформировались у этносов – носителей как результат длительного процесса и долгое время – в основном у у высших социальных слоёв. Культура вины, культура достижения, в значительной степени эндоэлевтерная культура ориентированы на максимальное выделение и развитие отдельных личностей, сфер культуры, отдельных целей, смыслов и принципов. Определённое время они крайне успешны и эффективны и превосходят все остальные.

Культура стыда, культура выживания, культуры с преимущественным развитием ставят своей целью как можно более длительное культурное и физическое воспроизводство этноса, необходимость максимально длительного сохранения целого.

Первые типы культуры постепенно на стадии позднего постмодерна приводят к распаду общества на нежизнеспособные фрагменты, которые эмансипируются от всего остального, но они не способны функционировать длительное время. Эффективно достигаются кратковременные цели, потом они становятся неактуальными.

Например, эффективное воспитание детей при постмодерне крайне маловероятно. Поскольку эффективное воспитание детей в целом держится на непротиворечивом личном примере старших, минимальном количестве  признанных жизненных моделей.

Типы культуры второго типа в случае неспособности ответить на новые вызовы в новых условиях, переформатируются, сохраняя прежние цели. Нередко не происходит даже существенной смены состава населения.

Тем более, что культура достижения (вины) держится на фундаменте культуры выживания (стыда). Она подразумевает наличие работающих самоорганизующихся коллективов с коллективными взглядами на мир. После их массового уничтожения культура достижения стремительно деградирует.

Неофеодализм  — постоянная циклического развития человечества. С его наступлением общество испытывает резкое уменьшение, ослабление (численности населения, государственности, материальных благ и пр.). Пусть и не всегда одновременно и повсеместно. Могут слабеть разные элементы уклада. Другие могут продолжать развиваться. Но чаще всего социум коренным образом меняется.

Причины наступления неофеодализма:

Ослабление человеческого потенциала (предыдущие успехи, чрезмерные затраты для их достижения).

Чрезмерная агрессивность социальной среды.

Неблагоприятные природные факторы.

Социальные институты лишь воспроизводят сами себя, но способны ответить на новые вызовы.

Общество модерна – массовое общество, где коллективы выживания резко слабеют. На их место становится государство. При модерне бурно развивается культура, наука, экономика. Создаются национальные государства, и модерные нации. Широко распространяются единые для всего общества ценности и идеи. Они во многом противоположные традиционным, но существуют на их основе. 

Общество постмодерна – общество атомизированных индивидов. Возглавляется привелегированными меньшинствами, враждебными большей части населения. Создаётся масса субкультур. Единые ценности и мораль исчезают. Начинается массовая деградация и развал общества. Деградирует экономика, культура, наука и все сферы жизни общества. 

Осевое время – период, когда люди стремятся преодолеть и освоить, уничтожить чужое, стереть двойственность мироздания. Примерно с  первого тысячелетия до н.э. по XX век. Бурно развиваются религия, наука, философия. Развивается общество в целом.  

Социально-исторической средой для появления культуры Осевого времени в Европе стал Долгий Железный век , с его активным взаимодействием между автономными малыми общинами, представителями разных культур и народов. Принципы Осевого времени получили максимальное воплощение в период модерна с его колоссальными государствами и глобальной мировой культурой. 

Первоначально после падения цивилизаций бронзового века и распространения новых технологий (производство железа и пр.) возросла роль малых коллективов и отдельных личностей. После возобновления активных контактов между регионами разнообразие сообществ, культур и языков не исчезло. Личность получила возможность рационального осмысления различных традиций, построения авторских концепций.

Осевые религии и идеологии – развитые мировые религии, яркие философские концепции, появившиеся в осевое время. Стремятся освоить всю вселенную, стереть различия между «своим» и «чужим». На их основе образуются обширные человеческие общности. 

Поствеликороссы – вероятные потомки современных русских. Могут принадлежать к одному или нескольким этносам, религиозным конфессиям. Позиционировать либо не позиционировать свою связь современным русским народом. Вероятны изменения их ментальности в плане изживания индивидуализма, увеличения значимости для них коллективов выживания, стандартов, традиций. При этом возможно резкое ослабление творческого потенциала. 

Постосевой период – наступает в наше время. Восстановление традиционных представлений о своём и чужом, об организации общества. Появление внегуманистических обществ. Деградация основ цивилизованной жизни. Основой общества вновь становятся коллективы выживания. 

Социогнозис – современное учение о циклическом развитие человечества. Оно описывает историю людей как периодичность развития и упадка, расширения и сужения. Социогнозис говорит о том, что будущий упадок обязательно заложен уже в самом развитии. Чем больше достижения, тем сильнее деградация. Основой нормально функционирующего общества социогнозис называет коллектив выживания. Основой полноценного этноса – эффективную систему взаимодействия этих коллективов.

Традиционное общество, общество – носитель культуры выживания – общество, построенное на основе коллективов выживания. Оно ориентировано на приспособление, а не на изменение. Отличается стойким набором ценностей и идейных представлений. Такое общество стабильно. Хотя зачастую резко социально стратифицировано и полиэтнично, не единообразно. 

Скачать обои Амстердам, набережная, велосипеды - Обои раздела Города и Страны

Велосипеды на улице в Амстердаме

Фото wallbox.ru

Циклизм: в истории человечества эпохи роста численности населения, создания более или менее крупных социальных структур сменяются периодами сжатия, минимализации общества по самым разным параметрам. Эти отрезки истории чередуются раз за разом. Как в целом развивается человеческая история (по кругу, по спирали и пр.) мы не знаем.

Экзоэлевтерная культура: преобладание обязательств, поведенческих ограничений, необходимость последовательного соблюдения различных принципов в отношении «чужих» и в «чужом» пространстве.  

Эндоэлевтерная культура – наибольший уровень обязательств и поведенческих ограничений, устойчивость нравственных принципов в среде «своей» группы людей. Экзо – и эндоэлевтерность чаще всего так или иначе сочетаются в рамках одной культуры.

Этнос – помимо прочего , помимо прочего, это способ устройства и взаимодействия друг с другом различных коллективов выживания, объединённых общей этнической идентичностью, языком, духовной и материальной культурой, территорией и пр.