Беседы и суждения. Вып. 18. Дилогия о Футурвизантии.

Семён Резниченко.

Беседы и суждения. Вып. 18. Дилогия о Футурвизантии.

Создать Византию.

Под Византией нами понимается общество – осколок дотрадиционного порядка, в котором сохраняется старя культура и старые народы, но трансформировавшиеся для выживания в новых условиях, впитавшие многие его элементы и ценности.

Основной из них – принцип организации в коллективы выживания. Коллективы выживания абсолютно необходимы, тем более что общество движется вперёд к архаике. Возрождаются и крепнут те социальные институты, которые уходят корнями в глубокую древность. В современном обществе они показывают наибольшую эффективность. Они успешно конкурируют и побеждают в постмодерном обществе, успешно обеспечивают и социальное развитие, и продвижение их членов, предоставляя им моральный комфорт.

Постосевое время – период, когда человечество во многом вернётся к устоям и мировоззрению периода до возникновения мировых философий и религий. А тогда основным (и едва ли не единственным) миром человека был его непосредственный коллектив, который целиком обеспечивал его физическую и духовную жизнь. А раз зашла речь о выживании, неизбежно возникает вопрос о коллективах, обеспечивающих это выживание. Сейчас у русских их нет, но создавать их жизненно необходимо.

Когда коллектив выживания становится этническим? Когда он образует с другими коллективами выживания – представителями своего этноса – единую структуру: также, напри- мер, религиозные коллективы выживания образуют вместе с коллективами своих единоверцев единую систему.

Единичный коллектив выживания, не вписанный в систему более высокого уровня, явление крайне редкое. Чаще всего такие коллективы существуют где-нибудь в глухих местах. Во всех других случаях коллективы вписываются в социальные системы более высокого уровня.

Поэтому вновь образованные русские коллективы выживания должны слиться в единую систему. Коллективы должны постоянно взаимодействовать и поддерживать друг друга. В рамках объединённой системы происходит и унификация отдельных коллективов. Их внутренняя организация становится более стандартной. Но среди русских много разных идейных и духовных  течений. Какие из них возглавят коллективы выживания? По возможности этим должны заниматься все. Главное, не мешать друг другу! Победителей выявит  исторический кастинг. Выиграют более сплочённые и способные заниматься реальными делами. Специфику построения коллективов выживания также нельзя сковывать какими-либо догмами. Они необязательно будут повторять старые традиционные общинно- семейные формы, а может, и будут.

Государственность должна способствовать укреплению и развитию коллективов выживания, а не подменять их и тем более не подавлять.

Вглядимся в историю. Возникают и рушатся «великие и вечные» империи, сменяют друг друга религии, а народы с мощными системами самосохранения продолжают жить. Таковы, например, иранцы. Они смогли перенести гибель нескольких великих империй и почти полную потерю древней национальной религии. И теперь они – одни из важнейших народов мира, государствообразующий этнос сильной региональной державы. Сохранение иранцами своей идентичности включает и полезные наработки для нас. Спасти свою национальную идентичность им помогла память о великих победах и культурных достижениях.

То же самое можно сказать и о греках. Они пережили несколько социокультурных миров: крито-микенский, античный классический, римско-эллинистический и османско- новогреческий. При этом они сохраняли этническую преемственность при крайне значительном изменении всего остального. В выживании греков последних трёх эпох огромную роль сыграло сохранение православной религиозной идентичности.

Массовое членство всего народа в коллективах выживания обеспечивается воспитанием и закладывается с детства. В обществе с развитыми коллективами выживания человек с самого раннего возраста находится в обширном кругу своих людей, с которыми он обязан поддерживать отношения и эффективно взаимодействовать. Без соответствующего воспитания этого крайне трудно добиться. Коллективы выживания русских могут возникнуть только при невозможности русских покинуть коллектив и не возможности выжить без него.

Русские должны произвести ревизию цивилизационных достижений. В максимальной степени должны сохраниться наработки в научно-технической сфере. Русское общество должно стать неотрадиционным в той степени, в которой это необходимо для выживания, но оно не должно мешать сохранению необходимых элементов науки и культуры. Крайне необходимо сохранение развитой политической структуры. Но в целом политическое устройство русских будет определяться не политическим доктринёрством, а  необходимостью.

 Надо ли сохранять византию?

Надо ли сохранять византию? Территорию, на которой и при неофеодализме сохранится общественный уклад, достаточно близкий к нашему нынешнему. С одной стороны, при другом укладе большинство нашего населения не выживет, причём самых разных вероисповеданий и национальностей. С другой стороны, на этой территории сохранятся и нынешние пороки, прямо не дающие обществу воспроизводить себя и физически, и культурно. В основном это индивидуализм, эгоизм и бюрократизм. Осознание покоя и роскоши как высшей ценности. Поэтому византия может оказаться катастрофически неконкурентоспособной. Она может самоуничтожиться даже при весьма высоком уровне развития техники и благосостоянии.

Необходимо также  иметь в виду, что при неофеодализме кто будет поддерживать какой-либо элемент инфраструктуры, тот и будет его владельцев. И все остальные пользователи так или иначе будет от него в зависимости. Зависимость может усилиться до степени возникновения внегуманистического общества, где крайне малочисленная элиты будет с помощью высоких технологий напрямую контролировать также немногочисленный обслуживающий персонал, представители которого могут вообще не контактировать друг с другом и не представлять из себя социума. А остальное население может попросту исчезнуть. Но внегуманистическое общество может возникнуть и на почве старых структур, и инновационно-неофеодальных…

А на «одичавшей» территории, где «цивилизованный уклад» рухнул, могут возникнуть гораздо более эффективные общественные устои, с опорой на коллективизм и реальные, социально полезные действия. Однако на такой территории может слишком упасть плотность населения и снизиться уровень общественного развития. И дальнейшее социальное развитие на такой территории может стать невозможным. Здесь смогут существовать только небольшие, зависимые от более технически развитых обществ группы людей. Здесь может развиться тоталитарный общественный уклад, основанный на жесткой зависимости от элиты, но без прямого управления каждым членом общества.

Современный уровень развития транспорта и связи, более сильная связь с «интересными людьми» по интернету, чем со своими соседями, высокая степень мобильности самых разных специалистов от каменщиков до нобелевских лауреатов, современные технологии строительства и монтажа… Всё это делает непредсказуемым места появления технических и культурных центров неофеодализма. Они могут располагаться в нынешних Кремниевых долинах и столицах, а могут быть возведены посреди тропических лесов, тайги и гор…
Чем выше предполагаемый уровень, тем выше непредсказуемость. Различные вторичные центры могут возникнуть на базе попыток сохранить инфраструктуру, созданную в XX веке.

Необходимо максимальное сохранение инфраструктуры (промышленной, медицинской, образовательной и пр.) и технических знаний при максимально полном уничтожении модерно-постмодерной (нашей нынешней) системы ценностей и взглядов на мир.

Необходимо воссоздание многоступенчатой самоорганизации из коллективов выживания и их сетей, которые должны будут формироваться вокруг объектов инфраструктуры (образовательной, медицинской, промышленной и пр.). Именно эти коллективы должны обеспечивать функционирование большинства объектов инфраструктуры, за исключением крупных и затратных. Для этого элементы самоорганизации должны максимально широко кооперироваться, выстраивать горизонтальные и вертикальные структуры.

Для изыскания необходимых средств для сохранения весьма дорогой современной инфраструктуры необходимо резкое уменьшение расходов на роскошь, отдых и развлечения во всех слоях населения.

Государство осуществляет защиту от внешней агрессии и гарантирует легитимность системы самоорганизации (так же системе самоорганизации нужна автономная легитимность на основе религиозной и светской традиции). Государство вместе с системой самоорганизации обеспечивает гражданский мир, участвует в обеспечении безопасности людей. Государство за счёт налогов содержит наиболее крупные и общезначимые объекты инфраструктуры.

Государство не содержит систему самоорганизации (возможны лишь капиталовложения на начальном этапе) и не контролирует её внутреннюю жизнь. Однако оно пресекает и улаживает конфликты между элементами системы самоорганизации.

Относительно схожая система организации общества существовала при традиционном укладе во многих регионах мира, в том числе и на Руси, в средневековой Европе. Она в течении многих веков обеспечивала физическое и культурное воспроизводство большого числа народов.

В общем, скорей надо воссоздавать русские традиции самоорганизации, гибкой и динамичной. С некоторыми элементами византийскости, такими, как сохранение подробной памяти о прошлом.

 

Автор: Семён Резниченко. Cоциогнозис, футрология, коллективы выживания, 3d-технологии, альтернативная энергетика,

Семён Резниченко (псевдоним историка И.Ю. Васильева) — футуролог, социальный аналитик, философ, публицист. Семён Резниченко — автор концепции Социогнозиса— современного учения о циклическом развитие человечества. Оно описывает историю людей как периодичность развития и упадка, расширения и сужения. Cоциогнозис, футрология, коллективы выживания, 3d-технологии, альтернативная энергетика,