Беседы и суждения. Вып. 11. Причины гибели культур (цивилизаций)

Беседы и суждения. Вып. 11. Причины гибели культур (цивилизаций)

Основные причины крушения цивилизаций (культур)

  1. Цивилизации и культуры могут оказаться неспособными дать ответ на внешние вызовы: изменение климата, агрессию других народов и пр.
  2. Они не могут дать ответ на внутренние вызовы: не могут справиться с последствиями собственных усилий (разложение общества в следствии изменения уклада жизни, экологические проблемы). Либо данная культура (цивилизация) более не устраевает своих носителей в качестве единого целого и распадается.
  3. Защитные или какие-либо механизмы культуры (цивилизации) начинают работать против неё самой. Например, они могут чрезмерно разрастись, и начать «вытягивать» больше энергии, чем приносить пользы.
  4. Культура (цивилизация) становится слишком узкоспециализированной, подчинённой инерции (не путать с сохранением традиции, которое всегда имеет место в гибкой, приспособляемой культуре). В инерционной культуре некие социальные институты действуют вне зависимости от их необходимости для выживания культуры как целого. В случае их крушения новые институты могут не возникнуть или возникают с трудом.

Наибольший интерес вызывают причины гибели наиболее успешных культур.

Закон социального Уробороса.
Добродетели, навыки, идеалы и традиции – суть порождение трудностей. Когда трудности преодолены, лучшие качества слабеют, что опять порождает трудности.

Социальная онкология – когда элементы общества и культуры обособляются друг от друга, настолько, что ведут себя как отдельные социальные организмы. Но в то же время на полноценное автономное существование они не способны. Поэтому элементы общества ведут друг с другом хроническую борьбу за ресурсы.

Сильные и мудрые создают условия для жизни слабых и глупых. Выживает везучая срединка.

О вреде эффективности.
Любая эффективная модель (общества, образования и пр.) чего-либо недолговечна. Она слишком быстро становится ненужной. От успехов у людей возникают запросы, модель деформируют и растаскивают. Что не совсем плохо, но посредственно – существует дольше. Эффективные модели подобны узко специализированным видам живых существ, которые в подходящих условиях колоссально размножаются, а потом стремительно вымирают…

Прогресс стал традицией. Но носители инновационного мышления будут бороться с традицией. На сей раз с прогрессом. Или инновационных людей уничтожат, или они уничтожат прогресс. В любом случае прогресс прекращается…

Ещё о самоуничтожении прогресса.
В прогрессе заложены основы самоуничтожения. Мудрецы в период с конца XIX до середины XX уверились во всесилии самовоспроизводимости прогресса, они решили, что достаточно за ними повторять. Верный алгоритм найден. И прогресс будет идти как по маслу. После себя великие оставили эпигонов, которые не могли превзойти учителей и лишь повторяли за ними. И прогресс пошёл вспять. Каждое поколение теперь слабее предыдущего.

Некоторые этнические и культурные общности не борются за сохранение как особого целого. Их члены ставят некие ценности выше сохранения единства, идентичности, языка. Например, сохранить привычный образ жизни. Так например, поступили фракийцы к югу от Дуная, ставшие вначале римлянами, потом — славянами.

Слабая культура гибнет, если её адаптивные механизмы слишком слабы по сравнению с внешним воздействием. Сильная культура гибнет, если её адаптивные механизмы начинают требовать для своего поддержания больше усилий, чем приносят пользы.

Культуры часто исчезают сами по себе, это случается, когда небольшой коллектив либо один человек может делать то, что раньше делало множество.

Если культура жизнеспособна, упадок одних её элементов открывает возможности для роста других. Система сохраняется, изменяясь.

Пагубность достижений. И отказа от них.

Понятно, что, например, сохранение науки высокого уровня абсолютно необходимо для выживания человеческой цивилизации. Только сильный, гибкий и свободный интеллект, имеющий доступ к максимальному объёму знаний, способен дать ответы на социальные и природные вызовы, стоящие перед человечеством.

Однако и наука, и интеллект такого типа – элементы культуры достижения, в рамках которой ради достижения неких целей могут быть принесены в жертву очень и очень многое. Этим «многим» может оказаться нечто, гораздо более важное для выживания человечества, чем достигнутая цель. После этого напуганные люди сознательно мешают достижению некого результата и лишаются совершенно необходимого. «Совокупные издержки» достижений и недостижений губят этих людей.

В таких условиях и целеустремлённые фанатики достижения целей, и разумные скептики одинаково губят отдельные сообщества, человечество в целом. Это одна из причин, почему погибших цивилизаций гораздо больше ныне здравствующих…

Автор: Cоциогнозис, футурология, коллективы выживания, 3d-технологии, альтернативная энергетика. История: ответы на вопросы

Семён Резниченко (псевдоним историка И.Ю. Васильева) — футуролог, социальный аналитик, философ, публицист. Семён Резниченко — автор концепции Социогнозиса— современного учения о циклическом развитие человечества. Оно описывает историю людей как периодичность развития и упадка, расширения и сужения. Cоциогнозис, футрология, коллективы выживания, 3d-технологии, альтернативная энергетика,