Виртуальный Стоунхендж или основы индийской рациональности

Виртуальный Стоунхендж или основы индийской рациональности.

Когда-то предки индоариев, скорее всего, основывали своё мировоззрение на поклонении в святилищах халколита и бронзового века. Вроде того же Стоунхенджа, Аркаима и пр.. Строили ли они эти святилища — выяснить весьма сложно. Но почти наверняка посылали дары, участвовали в празднествах. Либо неплохо знали о важнейших святилищах, в которые их не пускали.

Но подвижный пастушеский образ жизни не способствовал постоянной связи с этими святилищами. И индоарии стали жить без них, действуя так, как будто они всегда рядом. Святилища из реальной модели мироздания превратились виртуальную. Жрец при совершении ритуала визуализировал его в уме, воспроизводил в виде временного алтаря либо протомандал из песка. Разумеется, святилище модель мира становилось всё более абстрактным и обобщённым, теряла связь с реальным прототипом. Заодно такая ситуация способствовала развитию фантазии и отвлечённого рационального мышления.

Следующий этап его развития начался после приходы в Индию. Представления об устройстве мироздания в условиях стремления воспроизвести традицию в совершенно новых условиях стали ещё более схематичными, для их воспроизведения потребовалось чаще прибегать к рациональному объяснению. Большая рациональность, отвлечение от по-разному понимаемой конкретики понадобилась при постоянных контактах с местными наследниками протоиндской цивилизации.

Таким образом индийская рациональность, вероятно,  отталкивалась от святилищ бронзового века с присущей им весьма конкретной, индивидуальной мифологией. В следствии пастушеского, полукочевого и кочевого образа жизни эти представления начали абстрагироваться, терять связь с прототипом.  Ещё более абстрактно-концептуальными они стали при попытке сохранять прежнюю пастушескую духовную культуру в условиях перехода к земледелию в совершенно новых природных условиях и тесных контактах с наследниками автохтонный высоких культур.