Коллективы выживания и личность

          Семён Резниченко. Коллективы выживания и личность.

Первоначальная публикация: http://rys-strategia.ru/news/2019-06-19-7537

Идея коллектива выживания – повод пристально присмотреться к себе и людям, которых уже хорошо знаешь. Среди них порой можно найти тех, с кем можно наладить стабильные взаимовыгодные отношения.

В будущем надёжные коллективы выживания смогут создать:

Люди, любящие жизнь;

Люди, у которых практичность и здравый смысл сочетаются с альтруизмом, чувством ответственности за других;

люди, которые имеют или которым дали доступ к новейшим техническим новинкам или хорошо владеющие другими технологиями выживания, сырьём для них;

умеющие объединяться в малые группы, минимизировать конфликты внутри них;

умеющие оказывать людям за пределами коллектива необходимые им услуги;

люди, не вызывающие к себе агрессивного интереса;

удачливые люди.

На чём могут основываться коллективы выживания?

Коллективы выживания лучше всего создавать на основе личной привязанности и практической потребности людей друг в друге. На идеях и принципах лучше выстраивать взаимоотношения между разными коллективами.

Реальный состав коллектива выживания.

Иногда можно определить, кто составляет реальный коллектив выживания (или нечто к нему близкое или потенциальное) современного русского. Это те, кто приходит с ним на крестины ребёнка в церковь. Лишних туда стараются не брать. Это касается и не самых воцерковлённых семей.

Коллективы выживания и дистанция между людьми.

Для создания жизнеспособных коллективов выживания их сетей очень важно избегать любого общения сверх необходимого со многими людьми. Либо обмениваться услугами дистанционно, через посредников.

Лидер коллектива выживания.

Лидеры и их качества вообще важны в любых объединениях русских.

Лидеры крайне необходимы как инициаторы создания коллектива выживания, на первом этапе его жизни. Далее роль лидера должна несколько упасть.

Лидер должен активно проявлять себя в случае возникновения трудностей или резких перемен. Тогда же мнение большинства значит больше, чем мнение меньшинства. Когда всё идёт нормально, лидер должен самоустраняться от ряда своих функций. Тогда повышается роль отдельных членов коллектива, малых групп внутри него.

Повседневные, мелкие вопросы должны решаться без участия лидера. Отдельные члены коллектива должны быть достаточно ответственны и самостоятельны.

Лидеры могут и должны меняться. На начальном этапе существования нужен инициативный, пробивной лидер. Далее может возрасти нужда в лидере — миротворце и дипломате. А потом вдруг опять могут оказаться востребованы качества лидера, стоявшего у истоков коллектива.

Поэтому должна существовать возможность коллективного руководства, смены лидера, восстановления прежнего лидера в своём статусе, выполнения функций лидера разными членами коллектива в зависимости от ситуации.

В коллективе выживания ничто не должно быть чрезмерным: ни власть лидера, ни власть большинства, ни свобода отдельных членов и малых групп внутри коллектива.

Структура, направленная на продвижение интересов прежде всего какого-то одного человека, например, коммерческая организация, не является коллективом выживания.

Родственные коллективы выживания.

Коллективы выживания, основанные на родственных связях, в среднем более жизнеспособны. Как малые сети коллективов. Хотя из этого правила могут быть множество исключений.

Территориальная самоорганизация.

Для достаточно крупных объединений коллективов выживания предпочтительны, такие формы самоорганизации, как территориальная. Она способствует развитию местного хозяйства, помогает минимизировать конфликты между коллективами.

Импровизированные группы и коллективы выживания.

Если группа из нескольких  человек какое-то время плотно общается и ведёт себя как коллектив выживания, есть шанс, что эта группа, или её часть может со временем стать коллективом выживания. Действовать как коллектив выживания – значит приносить взаимную пользу, а не просто числиться каким-либо сообществом, которые обычно называют коллективами выживания.

Коллектив выживания, требования и ожидания.

В период постмодерна один из злейших врагов коллективов выживания – несоответствие мечтаний реальной практики. Коллектив выживания крепок, когда ожидания, возлагаемые на него участником, максимально конкретны и не чрезмерны. Они и требования к другим членам коллектива должны основываться не на абстракциях и чувствах (хотя они могут послужить толчком к созданию коллектива), а на наличии / отсутствии конкретного набора фактов и поступков.

Это, прежде всего, регулярное получение и ответное оказание поддержки, достижение какого-либо конкретного результата, и осознание возможности получать подобный результат впредь при выполнении своих хорошо известных обязанностей.

Среди тех, у кого быстро меняются потребности, цели, и интересы, создавать стабильные коллективы выживания действительно трудно.

Ещё об опасностях, подстерегающих организаторов коллективов выживания. 
Очень неразумно было бы при создании коллективов выживания пытаться досконально копировать структуры старых времён, известные нам по книгам. Это коллективы существовали в иных условиях, их членами были люди с изрядно другой психологией. О функционировании многих таких коллективов нам известно далеко не всё.

Коллективы выживания — самое лучшее и худшее.
Самое худшее, что может случиться с идеей коллективов выживания — это их внедрение в жизнь неподготовленных людей путём компанейщины.

Самое лучшее — это неспешное «изучение вопроса» во вполне цивилизованных условиях, возможность безболезненно знакомиться на практике с разными видами мелкогрупповой самоорганизации.

Это не коллектив выживания:

1.      Коллектив, чем-либо полезный лишь меньшинству членов.

2.      Коллектив, для которого важнее всего некие внешние цели, идущие в разрез с интересами выживания членов коллектива.

3.      Ряд коллективов по своей сути и не должны быть коллективами выживания, по крайней мере, большую часть времени. Это коллективы, по своей сути предназначенные для достижения целей, не имеющих отношения к выживанию именно этого коллектива.

Коллективы выживания и внегуманистические общества.
Коллективы выживания, состоящие из современных людей, вполне могут и сами стать внегуманистическими обществами. Поскольку нынешние люди нередко безответственны и приучены во всём полагаться на кого-либо, современные молодые люди нередко с детства находятся под тотальным контролем родителей и школы. Контролем и опекой, который раньше никогда не существовал ни в одном обществе.
Поэтому роль внегуманистического повелителя может быть даже навязана лидеру, руководствующемуся самыми благими намерениями, его «паствой». Она сама может пробудить в нём самые тёмные инстинкты своим эгоизмом и потребительством. Ведь в этом случае отдельный член коллектива одновременно и беззащитен и ненадёжен, требует контроля.
Внегуманизации коллективов выживания, например, превращению их в тоталитарные секты, могут мешать прочные и разветвлённые родственные связи их членов, их способность заручиться помощью близких, давно знакомых людей. Особенно важно, чтобы эти отношения основывались на эквивалентном обмене услугами при отсутствии потребительства со стороны кого-либо из родственников.
Плохо, когда люди рвут с привычным социальным окружением и присоединяются к каким-либо сравнительно многолюдным коллективам.
Гораздо лучше, когда люди сотрудничают с крупным коллективом вместе, уже готовой малой группой давно и хорошо знакомых друг другу людей. Либо равноправные малые группы сотрудничают друг с другом для достижения каких -либо жизненно важных целей. Такие малые группы, состоящие из родственников, старых друзей, есть даже у многих современных людей.
Детей надо с детства приучать брать на себя ответственность и быть самостоятельными, полагаться на самих себя. Ответственность подразумевает как свободу, так и спрос по результату без контроля за процессом. Риски и издержки здесь неизбежны, но последствия тотального контроля в детском возрасте ещё хуже. Из рук родителей слишком подконтрольный ребёнок легко и плавно переходит в тоталитарную секту, либо просто оказывается в распоряжении недобросовестных манипуляторов.

 

Автор: Семён Резниченко. Cоциогнозис, футрология, коллективы выживания, 3d-технологии, альтернативная энергетика,

Семён Резниченко (псевдоним историка И.Ю. Васильева) — футуролог, социальный аналитик, философ, публицист. Семён Резниченко — автор концепции Социогнозиса— современного учения о циклическом развитие человечества. Оно описывает историю людей как периодичность развития и упадка, расширения и сужения. Cоциогнозис, футрология, коллективы выживания, 3d-технологии, альтернативная энергетика,