Когда богатство убивает общество

Семён Резниченко.

Когда богатство убивает общество.

Разрушает ли общество зажиточность, богатство? Да, но когда и почему? Это происходит на второй стадии развития культуры достижения – культуры потребления.

Первоначально существует культура выживания, все сферы которой сбалансированы и ограничены, подчинены цели физического и культурного воспроизводства. Эти цели способствуют поддержанию развития культуры на оптимально необходимом уровне, полноценно взаимодействовать друг с другом.

В случае перехода от культуры выживания к культуре достижения развитие отдельной сферы культуры, уже – конкретный результат становится значимым вне целей воспроизводства.

Первый этап развития культуры достижения – культура созидания. Из –за роста самоценности отдельных сфер и целей бурно развиваются культура и наука, успешно достигаются политические и экономические цели.

Второй этап развития культуры достижения – культура потребления. Критический уровень благ накоплен и люди могут сравнительно долгое ничего не создавать, но лишь использовать созданное. Отдыхая и развлекаясь, внедряя научные разработки прошлых времён в прикладных целях. А так же делить накопленное. В культуре развитых стран процесс перехода от культуры созидания к культуре потребления происходил во второй – третьей четвертях XX в.

На этапе культуры потребления основы культуры выживания, ещё сохраняющиеся при культуре созидания, окончательно исчезают. Люди становятся всё менее жизнеспособными одновременно со всё более агрессивной делёжкой. Общество самоуничтожается.

Иногда слишком богатая культура выживания может сразу переходить к культуре потребления, минуя стадию культуры выживания. Как, например, нефтяные монархии Персидского залива.

Культура созидания полезна, а культура потребления несмертельна, лишь когда они охватывают лишь элиту общества. А большинство продолжает жить по принципам культуры выживания. И дело тут даже не в экономическом уровне зажиточности, а в отношении к жизни, приоритетности физического и культурного воспроизводства над самоутверждением или удовольствиями.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *