Беседы и суждения Вып. 45. Япония.

Семён Резниченко

Беседы и суждения Вып. 44.

Япония.

Американо-скандинавский культурный макроареал.
Существует контекстуальное родство культур, охватывающее тихоокеанские культуры ( американские индейцы, китайцы, японцы, корейцы) тюркские, самодийские и финно-ургорские этносы, лапландцев. Для этих культур характерно особое внимание к безличному закону, то воплощающемуся в жестких структурах, то становящемуся аморфным и текучим. На западе для культур этого ареала в большей степени характерен индивидуализм, на востоке — коллективизм. Исключение составляет Япония, где в период сёгуната Токугава укрепились развились тенденции, закрепленные последующей европеизацией.

Принципы тихоокеанских культур.
Для жителей Восточной Азии, доколумбовой Америки, США характерен некий общий набор культурных целей. Неповторимое отныне должно стать чётко фиксируемым и воспроизводимым сколько угодно раз. И поэтому подконтрольным. Реалити-шоу и системы видеонаблюдения, социальные сети, сбор личных данных людей самыми разными структурами, традиционная японская гравюра и комиксы, традиционная японская гравюра и комиксы, страсть к фотографии и увлечение трёхстишьями хайку – всё это звенья одной цепи.
В целом это оцифровка человека, входе которой он может стать полностью подконтрольным хозяевам баз данных. Отличительная черта тихоокеанских культур – минимальная дистанция между сакральным и профанным, с уклоном на сакрализацию профанного.

Заселение Японии. Япония- малая Америка?

Заселение Японии чем-то напоминает заселение Америки. Первые охотники – собиратели, как и протоиндейцы, ещё в палеолите оказались изолированными от остального населения Азии.

Из-за близости Японии к континенту завоевание островов началось на 1, 5 тыс. раньше конкисты, причём отдалённо родственными народами. В основном – вооруженными металлическим оружием дружинами. Но, в отличии от европейской колонизации Америки, среди переселенцев, вероятно, было сравнительно немного женщин, жрецов и сказителей, носителей духовной культуры. Поэтому возникла новая цивилизация на основе техники, принесённой завоевателями. Но с элементами духовной культуры первопоселенцев.

Храмовые ворота в Японии и Америке.

Показательно сходство японских храмовых ворот и ритуальных каменных ворот в Северной и Южной Америке.

Корни японской культуры

Очень многое из исконно японского кажется сходным с таковым у не слишком близких соседей. Только часто трудно сказать, откуда. Система японского соправительства сёгуна и императора напоминает подобные институты как у евразийских кочевников ( мадьяры, монголо-татары), так и у жителей некоторых островов Океании.

Почему японцы долго не могли окончательно покорить айнов. 

Японцы долго не могли окончательно айнов. С оной стороны айны умело и храбро защищались. Но перевес сил был на стороне японцев очень рано. Просто японское рисоводство не требовало больших площадей земли, требовало тёплого климата. А айны  обитали на землях, сравнительно мало пригодных для рисоводства. К тому же японская политическая традиция долгое время подразумевала обособление отдельных территорий и вражду между ними. Поэтому японские правители долгое время предпочитали иметь на севере страны сравнительно малоопасных айнов, а не сильных конкурентов из числа  соотечественников.

Специфика императорской власти в Японии.

В чем причина традиционной политической пассивности японских императоров? Первым известным японским правителем была женщина-шаманка. И женщин –правительниц в ранней Японии было немало. Вероятно, их основной функцией было служить медиумом – посредником между богами и подданными, воплощать в себе божеств. Для чего было необходимо минимизировать собственное «я».

Влияние обычая сеппуку на японцев.

Современных японцев во многом создала традиция «альтруистического самоубийства», которые слишком часто совершали мужественные альтруисты, люди со внутренним стержнем. Которых постепенно становилось меньше. Именно эта многовековая традиция во многом стала для японцев тем, чем эмиграция наиболее активных людей для Скандинавии…

Дзен-буддизм.
Дзен-буддизм развился в социальной среде, где человек многое должен был понимать без слов и действовать согласно подсказкам интуиции. А также психологически адаптироваться к членству в замкнутой социальной группе.

Современная Япония.
Да, в Японии имеет место древняя непрерывная традиция. Но в её рамках происходили серьёзные изменения. Современные японцы формировались в 17 – 20 вв., когда сёгунат Токугава разрушили разветвлённые сети японских коллективов выживания, а во второй половине 20 в. стали распадаться и отдельные коллективы. В последние три столетия в Японии сложилась традиция непосредственного руководства обществом и государством отдельным человеком без участия автономных и самодостаточных коллективов выживания.

Карлос Гон.

Эволюция японской культуры привело в первой четверти XXI  в. к тому, что число людей, способных принимать самостоятельные решения, стало критически малым. Особенно – на уровне элиты. А необходимость принимать такие решения стала ещё более насущной. В таких условиях и понадобился «варяг» Карлос Гон. С умением принимать нестандартные решения у него действительно всё в порядке. А вот самурайской преданностью – не очень…

Автор: Cоциогнозис, футурология, коллективы выживания, 3d-технологии, альтернативная энергетика. История: ответы на вопросы

Семён Резниченко (псевдоним историка И.Ю. Васильева) — футуролог, социальный аналитик, философ, публицист. Семён Резниченко — автор концепции Социогнозиса— современного учения о циклическом развитие человечества. Оно описывает историю людей как периодичность развития и упадка, расширения и сужения. Cоциогнозис, футрология, коллективы выживания, 3d-технологии, альтернативная энергетика,