Беседы и суждения. Вып. 40. Китай.

Семён Резниченко.

Беседы и суждения. Вып. 40.

Китай.

Принципы тихоокеанских культур.
Для жителей Восточной Азии, доколумбовой Америки, США характерен некий общий набор культурных целей. Неповторимое отныне должно стать чётко фиксируемым и воспроизводимым сколько угодно раз. И поэтому подконтрольным. Реалити-шоу и системы видеонаблюдения, социальные сети, сбор личных данных людей самыми разными структурами, традиционная японская гравюра и комиксы, традиционная японская гравюра и комиксы, страсть к фотографии и увлечение трёхстишьями хайку – всё это звенья одной цепи.
В целом это оцифровка человека, входе которой он может стать полностью подконтрольным хозяевам баз данных.

Отличительная черта тихоокеанских культур – минимальная дистанция между сакральным и профанным, с уклоном на сакрализацию профанного.

Древнекитайская культура и изменчивость

Древнекитайская культура и изменчивость. Древнекитайская культура одна из первых осмыслила изменчивость. И дело не только в «Книге перемен». Древнекитайская учёность должна было сравнительно быстро и эффективно компенсировать относительный недостаток опыта или способностей.

Истоки древнекитайской культуры.

Раннекитайская культура Шан – Инь  отличалась очень яркими чертами тихоокеанской цивилизации, сходной с мезоамериканской. Но уже было колесо и самые активные межэтнические контакты. В Долине Хуанхэ 1 тыс. до н э. кхмер мог столкнуться со скифом и пр.. Перемены были не только неизбежны, но быстры. И их надо было рационализировать, ставить в рамки, как разлив Хуанхэ. Так возникла культура Срединного государства.

Самоорганизация у китайцев.

Китайское общество традиционно строилось на основе компактных семейно-родовых групп, подвижных как территориальном, так и в социальном отношении. Что делало относительно слабыми общинно-территориальные структуры, повышало значимость государства как посредника между элементами самоорганизации.

Древний Китай и дилетантизм

Подробная разработанность различных концепций и стратегем, которых нередко слепо заучивали, в древнем Китае было обусловлено наличием вертикальной мобильности а также множеством дилетантов. Последних особенно много было в армии, так как профессиональных военных боялись.

Конфуций

Наиболее эффективный из светских философов древности – это Конфуций, создатель первой и самой эффективной консервативной традиции, заложившей основу стабильности китайской цивилизации. Он был одним из первых мыслителей, концептуально описавших роль самоорганизации, коллективов выживания в сохранении народа. Учитывая китайскую специфику, философ особую роль уделял родственным связям, сохранению традиционной семьи.

Великая китайская стена

Великая китайская стена, прежде всего, должна была оказывать пропагандистское и магическое воздействие на китайцев и некитайцев. Делать первых более управляемыми и поражать вторых.

Почему на востоке Азии возникли знаменитые боевые искусства?

Среди населения было много людей хрупкого телосложения, но при этом гибких, выносливых, упорных.  Им от природы было непросто «вырубать» оппонентов одним ударом. Но у них была необходимость и возможность развивать нужные качества путём тренировок.

Здесь издавна действовал жесткий государственный контроль, ограничения на владение оружием. При этом существовали социальные группы, стремящиеся противопоставить себя государству.

Существовали развитые традиции передачи знаний, наставничества в каком-либо мастерстве.

В т.н. «тихоокеанских культурах» развита склонность к подробной фиксации всех проявлений жизни человека. Что привело, например,  к появлению подробных трактатов и письменных наставлений по боевым искусствам.

Великая Стена и восточные единоборства.

Важность в восточных боевых искусствах правильности выполнения формальных упражнений и постройка в Китае Великой Стены с низкой практической эффективностью имеют общие корни мышлении, где правильное  проведение ритуала и сделанный по определённой схеме артефакт защищает уже само по себе, вне зависимости от практической эффективности.

Великая Стена и восточные единоборства.

Важность в восточных боевых искусствах правильности выполнения формальных упражнений и постройка в Китае Великой Стены с низкой практической эффективностью имеют общие корни мышлении, где правильное  проведение ритуала и сделанный по определённой схеме артефакт защищает уже само по себе, вне зависимости от практической эффективности.

кая Смута и восстание Ань Лушаня.

Смута в России XVII в. была достаточно успешно преодолена благодаря навыкам самоорганизации и самоуправления, сравнительно разветвлённым горизонтальным социальным связям в некоторых регионах.

В Китае восстание Ань Лушаня (в нём, как и в русской Смуте особую роль пограничные воинские формирования) закончилось поражением, но привело к ослаблению династии Тан по причине сравнительно слабости горизонтальных социальных связей и навыков самоуправления.

Китай после Чингисхана

Воздействие кочевников породило восточный вариант исторической эволюции. Когда период бурно развития более короток и менее интенсивен. Отбор перспективных достижений и «ужатие» цивилизации происходит в рамках одной и той же культурной парадигмы. Без разрыва преемственности. Таким образом развивались китайская и исламская цивилизации. Такое «ужатие» этих цивилизаций произошла после и под влиянием монголо-татарского нашествия. Надстройка «цивилизованного» уклада не опиралась, в отличии от Европы, на «сверхсильную» надстроечно-государственную машину. И оказалась относительно легко деформируемой на «верхнем» уровне. И подлежащей переформатированию, ограничению креативного потенциала.

Нашествия кочевников не породили ничего нового. Однако они резко ослабили «верхний» уровень культуры. Культуры индивидуалистов. И одновременно актуализировали традиционные, консервативные тенденции. Например, в Средней Азии переход кочевых общин к земледелию способствовал укреплению общинного начала.

В этих цивилизациях не было полноценного постмодерна. Этап быстрого роста и развития достаточно быстро переходил в неотрадиционный уклад. Всё неспособное к биологическому и социальному воспроизводству сразу уничтожалось. А не искусственно поддерживалось, как это было в рамках европейской цивилизации.

Несмотря на древность китайской цивилизации, современный вариант китайской культуры начал формироваться только после походов Чингисхана.

Старинная китайская архитектура

Старинная китайская архитектура символизирует собой чёткую и непротиворечивую модель мироздания, воплощение макрокосма в микрокосме.

Тихоокеанская культура и военное дело.

Американская армия во многом напоминает традиционную китайскую. Во многом благодаря превосходству менеджмента и логистики над собственно военной составляющей.

О Ли Куан Ю.

Экономический успех вряд ли стоит развала неформальных отношений в обществе, нравственной деградации.

Китайская система тотального контроля и её возможные последствия

Современная китайская система «социальных баллов» и связанная с нею правительственная программа переустройства общества во многом напоминает программу по разрушению прочных горизонтальных социальных связей и повышению управляемости общества, которая реализовывалась в Японии периода Токугава. Но в условиях применения новейших технологий подобная программа может разрушить общество как таковое.

Современная ситуация

1 марта 2018 года в Китае был введён запрет на продажу Библии через интернет-магазины. А продажа Книги книг в обычных магазинах запрещена уже давно.

Христианство распространяется в Китае очень активно. Ведь оно помогает китайцам образовывать коллективы, заменяющие традиционные родственные группы. Особенно это важно для тех, кто переехал в другие регионы в поисках работы. Исповедание христианства для очень многих китайцев – не дань моде, а возможность сохранить себя как человека, а не просто рабочую функцию, служащую чужим целям.

Поэтому христианство для китайцев – во многом ответ на вызов цифровой революции, обесценивание человеческого разума и усилий, личности как таковой. Что, помимо прочего, выражается во всё более усиливающемся тотальном контроле в китайском обществе. Поэтому немало китайцев – прихожане незарегистрированных, фактически подпольных христианских церквей.

Новейшая техника как никогда приблизила к реальности традиционную дальневосточную утопию об обществе, непосредственно управляемом «сверху» в режиме реального времени. Взять ту же систему внеправового контроля над населением Китая в виде так называемых «социальных баллов». В соответствии с нею какой-либо «не такой» китаец может быть ограничен в гражданских правах без решения суда на основании данных электронных систем слежения, жалоб людей, которые по какой-то причине им недовольны.

Вероятно, китайская элита хочет «съехать» с традиционного циклизма, когда после ряда успехов резко усиливается расслоение и увеличивается разнообразие общества, вплоть до гражданских войн и развала страны. Партийные функционеры и предприниматели хотят перейти к устойчивому развитию в течении «десяти тысяч лет» и поэтому хочет оставить только себя, силовиков, техников и обслугу. А остальных —  куда-нибудь…

Рост китайского хайтека легко может стать для рядовых китайцев тем, чем стало огораживание для английских крестьян. Т.е., потерей средств к существованию, гибелью или изгнанием. Даже неприхотливые китайские рабочие всё же едят и одеваются. В отличии от роботов. Нельзя забывать, что с китайскими рабочими будут конкурировать не только отечественные роботы, но и зарубежные. Например, американские.

Вероятно, рассматриваются варианты выводы значительного количества населения Китая за рубеж. Например, в активно осваеваемую китайским бизнесом Африку. И к российским самым разным территориям присматриваются. Одновременно растёт  военный бюджет Китая. Хотя, конечно, вариант с мирной демографической экспансией для руководства Поднебесной гораздо предпочтительней, как менее рискованный.

Но есть масса желающих её помещать, например США…

Поэтому в случае провала внешней экспансии – борьба на выживание элиты с самыми разными силами вроде крестьян бедных западных провинций, южнокитайских сельских мафиозо и городских либералов-гуманитариев, сектантов и наиболее радикальными христиан, мусульман китайского Туркестана, монголов обеих Монголий, тибетцев.

Здесь уместно вспомнить восстание ихэтуаней (более известное как Боксёрское восстание)  1899 – 1902 гг. Тогда дешевые промышленные товары разорили ремесленников, а железные дороги – многочисленных традиционных  перевозчиков и их обслуживающий персонал. Всё это вылилось в ярко выраженное антизападное восстание, подавленное иностранными интервентами.

Новое Боксёрское восстание будет направленно, прежде всего, против отечественной элиты и робототехники. Иностранцы, пусть и далеко не все, будут его скорее поддерживать. Христиане, в отличии от рубежа XIX– XX вв., могут стать, наряду с мусульманами и сектантами, одной из движущих сил восстания. Предположительно, Боксёрское восстание может начаться в первой половине 2020-х гг…