Семён Резниченко.
Субэтносы и квазисубэтносы современных русских. (Дополнения к «Словарю Социогнозиса»)
Субэтносы представляют из себя в большинстве случаев сети непосредственно друг с другом коллективов выживания (в последних люди непосредственно знают друг друга). По крайней мере, коллективам известно о существовании друг друга, в рамках субэтносов принципы организации коллективов выживания максимально единообразны. Эти сети и группы сетей коллективов выживания включены в общности более высокого порядка – этносы. Этносы же часто являются воображаемыми сообществами, сегменты которых связаны гораздо более опосредованно. Субэтносы имеют чёткую территориальную привязку, по крайней мере, в период формирования.
Квазисубэтносы – части этноса, имеющие особое самосознания и активно противопоставляющие себя остальным его частям, но не имеющие чёткой территориальной локализации даже в период формирования. Основа квазисубэтносов – мировоззрение и социальный статус.
Большинство традиционных русских субэтносов сильно ослаблены. Частично реальную самобытность и жеизнеспособность сохраняют лишь некоторые группы сибиряков. Большинство современный русских квазисубэтносов основаны на идеологии и элементах культуры. Более чем тысячелетняя история русских, их богатейшая культура делает возможным богатый выбор для восхищения и неприятия, построения идеологий и идентичностей.
Однако квазисубэтносы, как и субэтносы, за редким исключением не располагают развитыми системами самоорганизации и самообеспечения. Они способствуют размежеванию русских, борясь между собой и дробясь внутренне. При этом квазисубэтносы весьма слабо могут влиять на реальную действительность, оказывать поддержку своим членам. Их материальная база, как правило, слаба. Однако член квазисубэтноса всё ровно несколько лучше социализирован и защищён, чем обычный русский человек.