Семён Резниченко. Русское национальное мировоззрение
Русский народ крайне неоднороден и внутренне разнообразен. И отдельные проявления и воплощения национального характера, интеллектуальной жизни русских не могут вместить всю его полноту. Тут необходимо единство разнообразия, как в мозаике или строительстве дома. Который не может состоять из крыши, стен или фундамента по отдельности.
Так и русское национальное мировоззрение чего-то стоит лишь в своей совокупности. Начнём с самого верха, с куполов.
Нельзя сбрасывать со счетов достижения почвенничества. Важно создание ими красивого и яркого образа этноса, почитание и прославление памяти русских святых и героев.
Подобное высокое самоуважение и позиционирование себя перед лицом других русским насущно необходимо. Причём для самого что ни на есть конкретного этнического выживания! «Мы – русские! Какой восторг!» — говорил генералиссимус Суворов. И об этот очень полезно помнить. И в тяжелых, унизительных обстоятельствах – особенно. Именно народы, которые не забывали о собственном величии, дожили с древности до наших дней…
Однако кроме идеалов и ценностей есть ещё и технологии. Без которых идеалы повисают в воздухе. А за технологиями социально – политической жизни русских лучше обратиться к национал-демократии (как к принципу мышления, а не конкретным доктринам, которых может быть множество).
Сильной стороной национал – демократического мировоззрения является вновь открывшаяся возможность комплексно воспринимать самые разные грани социальной реальности, её оттенки, полутона, видеть больше вариантов возможного развития событий. В целом – обращение к реальной действительности, практике и технологии
Национал – демократическое мировоззрение открыло гораздо более широкие возможности для свободного рационального анализа действительности, нахождению для русских в сфере общественной жизни действительно необходимых целей и реальных путей их достижения.
Также крайне важно, что национал-демократ может свободно использовать на благо народа элементы самых разных мировоззрений и идеологий, не впадая в зависимость от них. Эти элементы применяются на рациональной основе и лишь в той степени, насколько это необходимо. Русский народ гораздо важнее любых «измов».
Таким образом, понимаемая национал-демократия может играть роль стен здания.
А теперь о фундаменте. Это, прежде всего – практика. То, что называется «теорией малых дел». Взаимопомощь, защита прав русских, благотворительность, организация производства в реальном секторе экономики. Для чего, особенно в провинции нужна кооперация мелких производителей.
У фундамента может и должна быть своя теоретическая рефлексия. В её роли может выступать «Социогнозис» — учение о коллективах выживания. А так различные другие концепции самоорганизации. Которые, кстати, активно разрабатываются и на западе. Взять, к примеру, работу нобелевского лауреата по экономики Леонор Остром «Управляя общим». Здесь идеи русских славянофилов получили конкретное научное обоснование…
***
Легко мне возразить, что подобное здание утопично, поскольку каждый его закуток по русской традиции позиционирует себя отдельным полисом, независимым от всех остальных им враждебным. И потому выглядит это как мечтания гоголевской барышни «Если бы губы Никанора Ивановича да приставить к носу Ивана Кузьмича, да взять сколь-нибудь развязанное, какая у Балтазара Балтазаровича, да, пожалуй, прибавить к этому еще дородности Ивана Павловича…».
Увы, критика-то очень верная. Однако сами такие мечтания – признак чувства национального самосохранения. А без него – никак…