Полисная демократия пришла к грекам с Востока или Севера?
Дворцовые государства греков-ахейцев бронзового века были весьма деспотичными забюрократизированными. В то время как ранние шумерские города определяются некоторыми учёными как протополисы. Идея божества как подлинного, в отличие от земного царя, правителя народа, находили своё воплощение и в достаточно поздней вавилонской социальной практике, определённой автономии, старинных, священных городов. Но особенно сильно она проявилась в том скепсисе в отношении к монархической власти, который легко можно найти в текстах Ветхого Завета. Народ, объединённый вокруг Бога и храма, был существенно важнее царя, который вообще не всегда и был. А финикийский город Карфаген имел вполне отчётливое республиканское устройство.
Поэтому важнейшие составляющие полисной идеи, вероятнее всего, пришли оттуда же, откуда алфавитное письмо, с Ближнего Востока.
Но не только оттуда. В период упадка и крушения дворцовых государств Греции туда приходило множество представителей народов Центральной Европы (дорийцами их перечень не исчерпывается). Представители этих народов принесли собственные традиции достаточно эгалитарных вождеств и общин без первобытности. Соединившись с ближневосточным «сакральным республиканизмом», они во многом и породили античную полисную традицию, более светскую по сравнению с ближневосточной.