Община — объединение людей по территориальному принципу в эпоху господства традиционного уклада.
Большинство членов общины может быть как родственниками, так и не состоять друг с другом в родстве. Для членов в доиндустриальную эпоху характерно совместное владение землёй и пользование различными угодьями. А также взаимопомощь, совместное участие в религиозных ритуалах. Члены общины нередко выполняли совместно различные хозяйственные работы. Она нередко была низшей административной единицей, посредством общины осуществлялось налогообложение, мобилизация местных жителей для несения повинностей перед государством и военной службы.
Община — одна из форм сети коллективов выживания.
Первобытная община
Существовала в период каменного века, преимущественно палеолита и мезолита, а также обществах охотников — собирателей, рыболовов более поздних эпох. Большинство членов такой общины чаще всего составляли родственники. При этом община владела определённой территорией, промысловыми угодьями и пр.
Община без первобытности
Община без первобытности — объединение людей, ведущих производящее хозяйство (земледельцев, скотоводов), организованное по территориальному принципу. Для общины без первобытности характерна большая роль самоорганизации и самоуправления, автономия от других социальных структур. Общины без первобытности могли быть как сельскими, так и городскими. Им нередко был присущ высокий уровень материальной и духовной культуры при неразвитом аппарате управления.
Религиозная община
Религиозные общины — объединения людей по принципу единства вероисповедания и и совместного участия в культовых практиках. Первобытная община и община без первобытности также были и религиозными объединениями. Их члены были, как правило, объединены и общим культом. Но религиозные меньшинства могли иметь особую религиозную организацию внутри территориальной общины. В религиозных общинах может отсутствовать физические воспроизводство их членов, и они не являются коллективами выживания или их сетями (монастыри).
Общины как муниципальные образования
В некоторых странах общинами называются местные муниципальные образования. Например, в Болгарии так называются административно- территориальные единицы второго уровня.
Термин «община» в названиях общественных организаций
В эпоху Нового и Новейшего времени термин «община» также употребляется в названиях общественных организаций либо разного рода структур, где люди объединяются по национальному, профессиональному, идеологическому и другим признакам. Иногда слово «община» подразумевает тесную связь между членами организации, их совместное проживание, ведение хозяйственной деятельности.
Литература
Поземельная община // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — , 1890—1907.
Община : [арх. 21 октября 2022] / В. А. Попов, Л. В. Данилова, П. Н. Зырянов, Д. В. Ковалёв // Николай Кузанский — Океан [Электронный ресурс]. — 2013. — С. 580—587. — (Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 23). — ISBN 978-5-85270-360-6.
Данилова Л. В. Сельская община в средневековой Руси. — : Наука, 1994. — 320 с. — 1000 экз. — ISBN 5-02-012075-8. (в пер.)
Васильев И. Ю. Общины без первобытности на Северном Кавказе: предварительные замечания к историографии вопроса // Народы Кавказа в цивилизационном пространстве России: материалы IV Международного форума историков — кавказоведов (г. Ростов-на- Дону, 13 — 15 2019 г.) / [отв. ред. акад. Г. Г. Матишов]. — Ростов — на- Дону: Изд-во ЮНЦ РАН, 2019. С. 34-40.
Сергеевич В. И. Древности русского права: В 3 томах. Т. 2. Вече и князь. Советники князя. М, 2006.
Неусыхин А. Ю. Дофеодальный период как переходная стадия развития от родоплеменного строя к раннефеодальному (на материале истории Западной Европы раннего средневековья // Вопросы истории. 1967. № 1.
Фроянов И. Я. Киевская Русь: Главные черты социально-экономического строя. СПБ., 1999.
Фроянов И. Я., Дворниченко А. Ю. Города-государства Древней Руси. Л. 1988.
Дворниченко А. Ю. Зеркала и химеры. О возникновении древнерусской государственности. Спб. — М., 2014.
Земляков М. В. А. И. Неусыхин и его концепция переходного период: восприятие и интерпретации // Вестник ПСТГУ II: История. История Русской Православной Церкви. 2014. Вып. 1(56).
Петров А. В. Несколько слов о древнерусском «одиначестве» . URL.: https://cyberleninka.ru/article/n/neskolko-zamechaniy-o-drevnerusskom-odinachestve/viewer (дата обращения: 29.02. 2020).
Солдатов В. Н. Историческая концепция И. Я. Фроянова — проблема определения и характеристики структурных элементов. URL.: https://studwood.ru/1419607/istoriya/istoricheskaya_kontseptsiya_iya_froyanova_-
Жих М. И. Восточные славяне накануне государственности. М.: Вече, 2020.
Артемова О. Ю. Колено Исава. Охотники, собиратели, рыболовы
Цивилизационные модели политогенеза. Серия «Цивилизационное измерение». М., 2002. Т.1. 335 с.
Барсукова С. Ю. Сетевая взаимопомощь российских домохозяйств: теория и практика экономики дара.
Васильев И. Коллектив выживания: к историографии вопроса
Васильев И. Ю. Коллективы выживания в истории