Неустойчивость климата и перспективы цивилизации

Семён Резниченко

Неустойчивость климата и перспективы цивилизации.

Первоначальная публикация: Портал АПН https://www.apn.ru/index.php?newsid=37942

Изменения, происходящие в климате разных уголков планеты, окончательно перестали быть абстракцией. Это ощущает на себя каждый из нас.

При этом суть происходящих изменений продолжает быть поводом для ожесточенных споров. Пусть даже антропогенное воздействие ведёт к глобальному потеплению, но это лишь один из факторов, определяющий климатические процессы (и антропогенное воздействие ведь тоже разное). Есть длительные глобальные тенденции к изменению климата, зависящие от наклона земной оси. Есть более короткие регулярные циклы потеплений и похолоданий. Всё это в совокупности делает климат неустойчивым, по человеческим меркам – достаточно надолго. Это будут способствовать выживанию всего устойчивого к колебаниям и изменчивости, и тех, кто сможет максимально изолироваться от колебаний.

Гиппократ бы прав, что климат влияет на здоровье людей, на разных людей разный климат влияет по-разному. Неустойчивый климат вреден всем. Колебания климата и природные катастрофы будут иметь всё большее влияние на социальные процессы.

Колебания климата и природные катастрофы будут иметь всё большее влияние на социальные процессы. Особенно в Новом Свете. Ведь из-за компактности и разнообразия климатических зон, колебания климата больше воздействуют на Новый Свет, чем на Старый.

Углубление климатических различий в Евразии периода неолита и бронзового века, закрепившие в последующие века, стали оной из причин различия между Западом и Востоком.

Огромную роль в сложении Востока как культурного феномена сыграл климат: обилие засушливых и горных территорий, мало пригодных для жизни тропических лесов и болот. Территорий с резкими перепадами температур. Климатические проблемы серьёзно способствовали характерным для Востока масштабным переселениям и миграциям, политическим изменениям. В подобных условиях всё более и более важным становилось умение терпеть и приспосабливаться. В начале стремление приспособиться вызвало прогресс в социальной организации в виде создания крупных, сравнительно монолитных сообществ, необходимых для контроля над наиболее благоприятными территориями и  их использования. Но потом эти сообщества сами усилили акцент на приспособление, разрушительность изменений (природных и социальных) породили их неприятие.

Европа же была обширной, относительно изолированной территорий с умеренным климатом (который выгодно отличал её от также обширных и изолированных Индии и Индокитая). Причём изоляция была относительной, она не мешала активному обмену идеями и товарами, развитию транспорта.

Конечно, в Европе так же случались разрушительные миграции и масштабные конфликты. Но, в среднем, европейцу было проще избежать нежелательных тягот, уйдя на другую территорию со сравнительно комфортными условиями для жизни. И это часто не требовало масштабных разрушительных миграций. В таких условиях небольшие сообщества, носители развитых по тем временам техники и культуры, были весьма эффективными.

Осознание возможности изменить свою жизнь, наличие культурных навыков для этого привели к освоению Нового Света и научно-технической революции.

На Востоке же развилось искусство приспособления к неподвластным человеку условиям и обстоятельствам.

Конечно, причин различия Востока и Запада весьма и весьма много, как на уровне длительных тенденций, так и конкретных исторических событий (например, открытие Нового Света). Однако в целом более значительная континентальность климата на Востоке с резкими перепадами температур, сухостью и пр. – одна из немаловажных причин культурных различий.

В настоящее время неустойчивость климата во всём мире, повсеместная зависимость от антропогенной среды ставит человека перед необходимостью делать эту среду компактной, автономной и отчасти мобильной. При нестабильном  климате большую ценность могут приобрести хорошо изолированные от внешних воздействий компактные производственно-жилые комплексы. Которые можно будет сравнительно быстро и легко перемещать с одного места на другое. Благо современная техника это позволяет (передвижные, плавучие жилища с автономным электроснабжением и пр.). Однако технические новинки весьма дороги, и для их использования необходима кооперация между людьми, создание коллективов выживания и их сетей. Такая кооперация необходима и для «традиционной» защиты от наводнений своего посёлка. Например, очитки от мусора русла реки.

Конечно, будет появляться множество подземных, оборудованных в скалах, над или под водой жилых и хозяйственных комплексов. Будут строиться новые дамбы, водоводы и пр.. Но для них необходимы материальные вливания на уровне государств и крупных корпораций.

В условиях участившихся колебаний климата сельхозпроизводители должны пользоваться максимально выносливым, неприхотливым посадочным материалом, либо иметь запас посадочного материала, характерного для более холодных, влажных и засушливых регионов. Для малых хозяйств в таких условиях гораздо более эффективно тепличное, чем зерновое хозяйство. В целом в условиях климатической нестабильности на местах необходимы развитые центры по разработке и производству посадочного материала.

В целом со временем приспособление к новым климатическим реалиям может породить новые культурные феномены.

 

 

Автор: Cоциогнозис, футурология, коллективы выживания. История: ответы на вопросы

Семён Резниченко (псевдоним историка И.Ю. Васильева) — футуролог, социальный аналитик, философ, публицист. Семён Резниченко — автор концепции Социогнозиса— современного учения о циклическом развитие человечества. Оно описывает историю людей как периодичность развития и упадка, расширения и сужения. Cоциогнозис, футрология, коллективы выживания, 3d-технологии, альтернативная энергетика,