Есенин, Кубань и хайку-верлибр.
Имеет ли творческие разработки Сергея Есенина к современной литературной жизни Кубани? Конечно! Не так давно у нас был впервые создан новый литературный жанр.
Хайку — верлибр — нерифмованное трёхстишие. Это — гибрид хайку и европейского верлибра с элементами эпиграммы (сходство с хайку — фристайл), один из элементов нанофутуризма. Создан в 2016 г. группой писателей (Игорем Васильевым совместно с Иваном Карасёвым и Иваном Кротовым).
В хайку-верлибре могут быть олицетворения, сравнения, фантастика, мистика, парадоксы, юмор. Они могут быть проникнуты юмором и фантастическими образами. Эстетика хайку-верлибра максимально индивидуальна и личностна. Каждая его строчка записывается с заглавной буквы, употребляются знаки препинания.
Всё это отличает хайку-верлибр от современного хайку. Которое уже скорее ориентируется на специфику рентгеновского снимка и английского языка.
А в хайку-верлибре немало от поэзии Сергея Есенина. Природа в нём активно действует, она одушевлённая, с сильным личностным началом.
За прощальной стою обедней
Кадящих листвой берез….
Т.е., деревья как священники в храме, ведущие службу. Их кроны под ветром — кадильницы.
Cм. хайку-верлибр: Ветер
Играет на камыше.
Город — мираж. Т.е. ветер как музыкант, играющий на прибрежном камыше.
Или: «Вон арку
Соорудили деревья.
Мгновенье пути».
Есенин любил яркие сравнения:
«Золотою лягушкой луна
Распласталась на тихой воде…».
И хайку-верлибр: Чипсы жарит
Солнечный август.
Из листвы.
Хайку — верлибры: словесная живопись кубанской природы, сельского пейзажа. И они хорошо сочетаются с наглядными изображениями: картинами, фото, видео.
Игорь Васильев.