Семён Резниченко.
Беседы и суждения Вып. 46.
Юго-восточная Азия.
Юго-Восточная Азия: культурная специфика.
Во многом доколониальные культуры Юго-Восточной Азии, представляли собой альтернативу как европейскому историческому пути, так и пути доколумбовых цивилизаций. Они постепенно развивались, при чём последующий этап развития не был точной копией предыдущего. Однако развивались изначальная матрица культуры неолита — бронзового века, которая подразумевала ритуальный и властный центр, не слишком связанный с периферией. Периферия же была представлена разветвлёнными и весьма автономными сетями родственных коллективов выживания и сельскими общинами без первобытности. Во многом так, так на территории древнего Крита или в Мезоамерике.
Ритуальные центры были в среднем гораздо более населенными, чем на Крите и в Америке, но их жизнь была радикально отделена от остального населения. Чем объясняется сравнительно быстрая и безболезненная смена господствующих религиозных культов, которая не слишком затрагивала жизнь большинства населения. Это выразилось в тайских представлениях о разных типах состояниях человека. Или в том числе и жестокость «красных кхмеров» XX в., которые во многом воспринимали грамотных горожан как зловредных инопланетян…
От Мезоамерики Юго-Восточную Азию отличал сравнительно быстрый прогресс в сфере хозяйства и доступность иноземный влияниям. Степень переработки и адаптации к местным условиям была значительной, но всё же меньшей, чем в Европе.
В колониальный и современный период к традиционным ритуальным центрам и агломерациям добавились ещё и экономические – производственные, центры туризма и пр.. Столичные города нередко были теперь и тем и другим.
Часть представителей местных народов продолжают взаимодействовать с центрами современной культуры как с традиционными ритуальными центрами – сохраняя значительную культурно-бытовую дистанцию. Например, некоторые традиционные сообщества «откупаются» от них частью своих молодых представителей.
Другие в огромных количествах втягиваются в жизнь новых агломераций производства и досуга. Часть из них втягиваются в сети коллективов выживания, отчасти копирующие традиционные сельские структуры в новых условиях. Некоторые из них стали чрезмерно иерархизированными и выступают в отношении своих членов как внегуманистические сообщества (различные формы рабства и пр.). Отношения в других подобных структурах гораздо более равноправны, они в той или иной степени защищают интересы всех своих членов. Другими местными жителями, и таких немало, были восприняты европейские нормы и ценности.
Как для разных стран, так и в рамках одной страны уровень включённости в разные виды современного уклада неодинаковы. На этой основе в некоторых странах, таких, как Таиланд, постепенно формируются разные типы ментальности и культуры.
Специфика Южной Азии. Несостоявшаяся Европа?
Южная Азия, Индокитай и Индонезия чем –то напоминает вторую Европу Евразии. Особенно в сочетании изоляции от евразийской степи с большими возможностями для судоходства. Но жаркий климат сочетался с гораздо большей открытостью для влияния привычных нам восточных культур с моря. Местные культуры оказались легко доступными для культурного воздействия и гегемонии, китайцев индийцев и арабов. Это как если бы в Европе стали развиваться местные вариации культур Двуречья и Египта.
Но, тем не менее, на приморском юге Азии долгое время сохранялись сравнительно мягкие нравы, в наше время возникла такая промышленно развитая страна, как Малазия.
Юго-Восточная Азия и происхождение земледелья.
Первые признаки наличия земледелия в некоторых культурах Юго-Восточной Азии фиксируются ещё в VIII тыс. до н.э.! Однако крупные земледельческие районы появились в основном уже в I тыс. до н.э, после миграций населения из южного Китая. Нельзя полностью исключать, что земледельцы из Индокитая мигрировали когда-то на север, а потом, смешавшись с северянами — обратно на юг.
Юг Китая как продолжение восточного хартленда Евразии
Западный хартлед Евразии, проходя через Скандинавию, центральную Европу и Балканы, «спускается» в восточное Средиземноморье и Аравию. Восточный же хартленд спускается от Саяно-Алтая и Монголии одной ветвью в Индию, другой — в южный Китай – колыбель большого числа народов Азиатско –Тихоокеанского региона.
Малайские народы живут гораздо южнее других народов Индокитая, поскольку пришли туда гораздо раньше их. всё из того же южного Китая…
О различиях Северного и Южного Вьетнама.
Юг Вьетнама стал вьетским довольно поздно. Издавна там проживали народы, в плане языка относившиеся к австронезийской семьи, наиболее близкие к малайскому и индонезийским языкам. Они создавали собственные государства, такие как империя народа чамов Тьямпа, территорию которую вьеты полностью покорили только к XIX в..
Вьетнам: истоки воинских традиций.
Задолго до американцев вьетнамцы успешно противостояли монголо-татарам. Причиной развития их воинских традиций стало многовековое противостояние с Китаем. Который иногда очень долго контролировал Северный Вьетнам. Эти периоды завершались восстаниями и войнами. Китайцам удавалось уничтожить вьетнамскую государственность, но страна находилась далеко от основных центров китайского государства, коммуникации были растянуты. Поэтому императорских двор был вынуждены были сотрудничать с местной элитой.
Общинное самоуправление и горизонтальные социальные связи оставались жизнеспособными. Имперские власти всегда вынуждены сочетать подавление с заигрыванием, использованием традиционных структур вьетнамского общества для получения материальных ресурсов. При этом нередко возникал вакуум власти, когда всю её полноту фактически представляли местные лидеры и различные локальные надобщинные структуры. Что способствовало развитию властной организации «среднего уровня», в т.ч. и военной, оттачиванию методов «малой войны» в специфических местных природных условиях.
Тайцы и евразийские кочевники.
Есть мнение, что предки тайцев, долгое время проживавшие на территории современного Китая, в своё время контактировали с евразийскими кочевниками, вероятно в том числе — индоевропейцами. Иногда таким влиянием объясняют значение такого оружия, как лук, в древней традиции тайской элиты.
Немного о культуре Таиланда.
Буддизм появился в Таиланде раньше самих тайцев, которые постепенно обретали родину в 7 – 14 веков н.э., мигрируя из южного Китая. Но и до тайцев здесь обитало местное население буддизму не чуждое. Поэтому культура новых этнополитических общностей формировалась как синкретическая при господстве буддизма Тайская культура основана на воплощение в жизни общества и отдельного человека буддийской картины миры с изначально предполагаемым многообразием и текучей изменчивостью, временностью любых конкретных воплощений. Человек не данность, а поток изменений. Эта временность осознаётся у тайцев сильнее, чем в других культурах с индобуддийскими корнями.
При этом общие дефиниции, в которые сравнительно легко воплощаются и развоплощаются отдельные люди, весьма стабильны и разработаны. В обществе есть место и для демонов, и для людей, которые могут становиться Буддой. Один и тот же человек может быть в течении жизни сельским пареньком, монахом ( каждый таец должен побыть им, пять и совсем недолго), бизнесменом и пр.. А потом Буддой, хотя последним скорей через несколько воплощений. Побыв за прежние грехи, например, лягушкой. Лягушки живут не долго…
Но таец должен чётко осознавать, что каждая отдельная его форма – необходимый элемент мироздания. И следовать он ей должен с полной самоотдачей. По –другому он будет вести себя уже после перехода в иное качество. Причём самоотдача имеет не только практический, но и ритуально-религиозный характер. Отсюда значимость внешних эстетических характеристик чего-либо, нежелательность проговаривания каких-либо нарушений или ошибок, сохранению внешней гармонии.
Специфика тайского уклада жизни и восприятия буддизма, например, чётко признаваемое многообразие подчас совершенно разных принципов жизни, сложилась не без влияния индуизма с его представлениями о кастах, разного образа жизни в разном возрасте.
Возникновение Лаоса.
В появлении и развитии лаосской государственности и идентичности как в капле воды отразилась этническая история народов Южной Азии и Океании. После монголо-татарского нашествия с севера в Лаос пришли народы лао и таи, которые вступили во взаимодействие с местными мон-кхмерскими народами. И так было в этом регионе из тысячелетия — более сильные народы приходили с севера, ассимилируя автохтонов и оттесняя их на юг. Так возникли известные нам Индия и Пакистан, Вьетнам, Южный Китай и полинезийская культура. Европа, например, оказалась гораздо более закрытой и защищённой. Лаос как один из итогов походов Чингисхана и Чингизидов имеет общие корни с Московской Русью и Южной Осетией.
Для древней и средневековой Бирмы характерны независимые общины и автономные города на побережье.
Индонезия.
В Индонезии по причине обширной островной территории страны сохранились носители культур и укладов жизни всех этапов заселения Южной Азии.
Филиппины.
Процесс формирования населения Филиппин был в целом сходен с формированием населения Японии. Однако без заключительной миграции в 1 тыс. н.э., создавшей предпосылки для формирования сильного государства. Так же Филиппины были более открыты для внешних связей и веяний.
Христианство в бассейне Индийского океана.
Для ряда малых народов Индокитая, восточной Индии и и островов Индийского океана христианство стало символом национальной самобытности, противостояния ассимиляции большими местными этносами. Взять тех же нага в Индии, хмонгов во Вьетнаме, жителей Восточного Тимора.
Характерно, что в южном Вьетнаме среди чамов распространён индуизм и ислам.
Причина успешности Малазии.
В современной Малазии имеет место относительное равновесие между традициями и прогрессом, социальными ограничениями и возможностями для отдельного человека, горизонтальными и вертикальными социальными связями. В общем то, чем отличался Запад классического периода. Разумеется, с серьёзной поправкой на местные условия. И такое равновесие редко бывает долгим…
Империя кхмеров.
Империя кхмеров представляла из себя сельско-городскую агломерацию, основанную на системе каналов. Агломерация однажды стала требовать гораздо больше усилий для своего поддержания, чем приносить пользы, одновременно общество стало слишком зависимым от неё. В результате кхмеры пережили полосу сильнейшего упадка.
Одна из причин геноцида, устроенного «красными кхмерами»
Глубинной мировоззренческой причиной геноцида, устроенного «красными кхмерами», стал один из вариантов восприятия человека как части природы, принципиально неотличимой от других. Поэтому убийство людей частью исполнителей и руководителей воспринималось как борьба с сорняками…