Семён Резниченко.
Беседы и суждения. Вып. 37.
Об искусстве.
Реалистическое и абстрактное искусство.
Реалистическое искусство не претендует на выход к единому абстрактному истоку, оно осмысляет мир как изменчивый внутреннее многообразный феномен, именно этой сферой оно стремится внерационально управлять. Восприятие единой для всего основы, рационально- схематизирующее осмысление реалистическое искусство оставляет для других сфер интеллектуальной и духовной жизни.
Абстрактное искусство обращается к единому внерациональному, бесплотному истоку всего, либо к столь же бесплотной рациональной схеме. Абстрактное искусство в принципе стремиться заменить собой философию, другие сферы восприятия реальности, управления ею (театр, политическую мысль). Так же абстрактное искусство может не обращать к истоку всего сущего, но стремиться к освобождению от сущего.
Появление крупных архитектурных сооружений говорит о возникновении воображаемых сообществ. Т.е., их возводили члены отдельных коллективов выживания, которые обычно не соприкасались друг с другом в повседневной жизни, но стремились засвидетельствовать наличие между ними единства, которое могло выражать в совместной деятельности. Не всех членов коллективов, но их представителей.
Романские и древнерусских храмы.
Романские и древнерусские храмы по своей социально- идеологической сути подобны античным. Они символизируют аскетичную самодостаточность независимых общин и феодальных владений, полноту присутствия макрокосма в микрокосма.
Готика, барокко и трансмутация.
Европейские постройки эпохи готики и барокко отсылают нас к идее трансмутации — превращения вещества в нечто совсем иное. Например, камня в бесплотный дух или живые деревья.
Старинная китайская архитектура
Старинная китайская архитектура символизирует собой чёткую и непротиворечивую модель мироздания, воплощение макрокосма в микрокосме.
Храмовая архитектура Индии
Храмовая архитектура Индии, ряда стран индобуддийской культуры оставляет впечатление попытки передать непередаваемое: ускользающую изменчивость, перетекание одного в другое, внутреннее сходство внешне совсем непохожего, тождества наполненности и пустоты.
Столбы латте Марианских островов.
Каменные столбы латте, созданные коренным населением Марианский островов, могли играть роль символа непрерывного продолжения рода и одновременно вечности мирового древа, связи ныне живущих с предками. Именно поэтому латте подобны опорам свайных домов…
О современном искусстве.
Мастер постмодерна стремится быть свободным от всего. Включая самого себя. Его творчество выражает вожделенное ничто. Полную свободу от бытия и жизни. Потому что бытие и жизнь по определению оформлены и ограничены.
Стремившийся к бесконечному расширению мир теряет границы и распадается. Люди больше не связаны ничем. Они чужие друг другу. И Бог теперь чужой всем. Он уже никак не связан с распавшимся миром
В современном искусстве, даже вполне осмысленное, стремиться игнорировать конкретного человека как единую индивидуальную личность. Человек представляет лишь некую конкретную функцию, которая значима для художника. Вне этой функции человек также представляется внутренне изменчивым, хаотичным, непознаваемым.
Также примечательно стремление к копированию, те или иные формы тиражирования созданного кем-то другим.
Но это можно сказать лишь о некоторых сегментах современного искусства. В наше время оно может быть каким угодно. Особенно засчёт копирования и цитирования.
Суть современной архитектуры.
Суть современной архитектуры состоит в выделении частного из целого. Частной может быть функция (проживание, производство, потребление неких товаров и услуг), современные объекты архитектуры могут так или иначе копировать постройки предшествующих эпох, чтобы выделиться из потока современности. Также они могут выглядеть так, чтобы не быть похожими на объект архитектуры.
Будущее театра и кино.
Современные технологии делают театр и кинематограф всё менее востребованными.
Режиссёр вообще может обойтись без актёров и нарисовать уже практически полноценное кино на компьютере.
Объединение кинематографа с технологиями компьютерных игр, 3D-реальностью легко может сделать электронный театр / кинематограф интерактивным. Зритель сможет создавать свой собственный спектакль / фильм, выступать в качестве режиссёра и актёра одновременно, постоянно менять сюжет пьесы, видеть себя как изнутри действа, так и «из зала».
Причём зритель с достаточно хорошим оборудованием сможет делать как ремейки когда-то созданного, так и создавать новые фильмы и спектакли по своему вкусу. Благо цифровых копий фильмов, спектаклей и клипов уже вполне достаточно – на их основе можно быстро комбинировать что-нибудь новое.
В этих условиях театр, чтобы выжить, должен будет перейти в сферу исторической реконструкции, явления достаточно популярного. Т.е., будут устраивать реконструкции античных и средневековых театральных представлений, ставить пьесы индейцев майя и воспроизводить постановки МХТ Серебряного века, Большого театра разных эпох и пр…Но тут будет скорее востребован радикальный традиционализм.
Фанфик как основа неофеодальной литературы.
Первоначальная публикация- портал «АПН» https://www.apn.ru/index.php?newsid=36568
Современные тенденции в литературе, да и в искусстве вообще показывают, что современные звёзды также быстро гаснут, как и загораются. Лучше всего держится, сохраняет востребованность и популярность классика, от античности до третьей четверти XX в.. Но в особенности – второй половины XIX– первой половины XXвв..
Быстро растёт и популярность фанфиков – литературных произведений по мотивам других литературных произведений. Фанфи́к—жаргонизм, обозначающий любительское сочинение по мотивам популярных оригинальныхлитературных произведений, произведений киноискусства (кинофильмов,телесериалов,аниме ит.п.), комиксов (в том числе—манги), а такжекомпьютерных игрит.(1).
Критерием качества для фанфика является максимально точно воспроизведения атмосферы изначального текста, его стилистических особенностей. Оригинальность и своеобразие здесь не котируются. Нужно красиво и правильно преподносить уже известное.
Фанфик на самом деле – очень почтенней и древний жанр, который во многом является реальной основой мировой литературы. Например, масса фанфиков из века век создавалась по эпическим сказаниям, таким, как «Илиада» или «Песнь о Роланде».
Неоригинальность и клишированность здесь во многом служила цели сохранения духовного единства общества, поддержанию идентичности больших групп людей. Которые очень часто не были связаны хозяйственно и политически. И тогдашние сверхсерьёзные фанфики играли большую роль в сохранении и трансляции этнического единства, которые сложно было сохранять «материальными средствами».
Процесс превращения оригинальной традиции в традицию фанфика в своё время пережила греческая литература во время превращения из античной в византийскую.
В византийской литературе даже сочинение на оригинальную тему или личное письмо должно было как можно больше походить на фанфик какого-либо значимого старинного текста. А всё потому, что в Византии классических античных текстов сохранилось больше всего, и знали их там лучше, чем на других территориях.
Давление полно сохранённой классической традиции привело к тому, что развитие визатийской литературы во многом свелось к оттачиванию формы красивого и талантливого фанфикинга. Что, разумеется, не сделало её продолжением античной литературы, поскольку фанфик во многом отличается от оригинального текста.
Другой оказалась литература западноевропейского Возрождения, в меньшей степени опиравшейся на сохранённую античную традицию и большей степени – на свой творческий потенциал.
Вот почему появление собственной яркой литературной традиции в большей степени возможно в достаточно развитых и обеспеченных неофеодальных сообществах, в которых, однако, культурное наследие современности будет сохраняться в ограниченном объёме. Но сохраняться (то же итальянское Возрождение было бы невозможно без собственных сохранённых фрагментов ушедшей культуры или византийского античного наследия).
Поэтому для нового серьёзного витка развития литературы, художественной культуры в целом, науки необходимо сочетание интеллектуального фундамента, сохранившегося с прошлых эпох, и наличие лакун, которые нуждаются в заполнении. А лакуны, нуждающиеся в заполнении, возникают, когда общество находится на подъёме и одновременно не обладает частью необходимых знаний и текстов. Их приходится добывать, создавать, зачастую – заново.
Если же общество уже обладает всем необходимым, то в нём нет потребности усваивать творческие и интеллектуальные новшества даже в случае ускорения развития. Архивариус находит нужную папку – и всё…
В другом случае в обществе многого не хватает, но нет и достаточных ресурсов для создания и внедрения инноваций, нет достаточного культурного багажа, оставшегося с прошлых эпох.
И в обоих отрицающих развитие случаях литература, по большому счёту, сводится к фанфикам.
1.Фанфик // https://ru.wikipedia.org (дата обращения – 20. 08. 2017).
Монополизация интеллектуального капитала.
Сейчас в мире наступает этап монополизации интеллектуального и символического капитала, и всего тесно с ним связанного: отраслей науки и искусства, творческих концепций, значимых символов и пр.. Что будет сопровождаться резким уменьшением числа занятых в этих сферах, их реорганизацией на основе малых эзотерических групп. В этих условиях некоторые отрасли и направления исчезнут, другие кардинально трансформируются.
Что будет представлять из себя искусство будущего, определить крайне сложно. В рамках рационально просчитываемых тенденций будет, как и всегда появляться неповторимое и внерациональное.
При переходе к неофеодализму в некоторых обществах человек как таковой будет утрачивать не только социально-психологическую, но и эстетическую значимость. Значима будет лишь функция, выполняемая человеком, его статус. А таких условиях прекрасного и достойного человека могут изобразить просто в виде камня.
Качества неофеодальной вещи: лёгкость, удобство в использовании, максимальная долговечность.
Фото http://www.2fons.ru
https://www.youtube.com/watch?v=rNVSnSfqNLg