Семён Резниченко.

Семья как коллектив выживания

Первоначальная публикация: https://www.apn.ru/index.php?newsid=42122

Семья — основа выживания, самосохранения и воспроизводства общества и, соответственно, системы коллективов выживания. Она традиционно была основой физического воспроизводства (деторождение) материального обеспечения социума (добыча пропитания), передачи культурных традиций. Но, главное, давала морально-психологический стимул для жизни как таковой.

У славян в ранний период истории огромную роль играл небольшой родственный коллектив, самостоятельный и мобильный, способный быстро влиться в более крупные территориальные общества, организованные по территориальному принципу. Хотя на ряде территорий фиксируются крупные родственные коллективы выживания, объединённые в разветвлённые сети. Например, у южных славян, предположительно – у кривичей, ильменских словен.

У русских особое значение имел примат территориальной самоорганизации при поддержке религиозного фактора (объединение в рамках прихода). Территориальные сети объединяли в единое целое большие и малые семьи (семейные группы могли быть как малочисленными, так и сравнительно крупными). Специфика семейного уклада сильно зависела от принадлежности к локальной группе русских, исторического периода, местных традиций и личных качеств членов семьи.

Большую роль играл антропоцентризм и индивидуализм русских, их склонность к миграциям. Поэтому главы семей, одинокие люди часто присоединялись к различным частным сообществам. К тем, к которым хотелось присоединиться, и имелась возможность это сделать. Такие сообщества ещё не успели стать коллективами выживания либо имели временный характер.

При этом территориальные сети коллективов и частные сообщества демонстрировали высокий уровень эффективности и сплочённости. Недавно созданные, они могли действовать как коллективы выживания, имевшие многовековую историю!

Таким образом, специфика традиционных русских коллективов выживания была внутренне неоднородной при в целом значительной роли территориальной самоорганизации и частных сообществ. Но основой этой системы, её несущей опорой оставалась семья. Она была и основной хозяйственной единицей (крестьянское хозяйство, семейный бизнес в городе), и нравственной опорой.

В советский период территориальная самоорганизация была почти уничтожена. Сети коллективов выживания либо исчезли, либо ужались до минимальных размеров. Этому во многом способствовала коллективизация сельского хозяйства, тотальная огосударствление городского и сельского быта. Относительно крепкие соседские связи в среде восточных славян сохранились преимущественно на востоке и севере РФ.

Коллективы выживания, основанные на родстве, к концу XX в. серьёзно ослабели. Они, например, перестали быть производственными ячейками, во многом утратили способности учить и воспитывать. Что выразилось в снижении рождаемости (помимо прочего, последняя сильно зависит от потребности домохозяйства в рабочих руках), росте числа людей, склонных к паразитическому образу жизни, алкоголизме и наркомании.

Но всё же семья как таковая сохранились.

В таких условиях колоссальное значение приобрели частные сообщества, основанные на межличностных контактах, «связях». Особенно большую роль они играли в позднесоветский и ранний постсоветский периоды.

Советская власть видела в русской самоорганизации опасность. Но при этом она активно использовала особенности социальной психологии русских, которые многие из них приобретали в традиционных коллективах выживания (альтруизм, патриотизм). Вскоре после ухода людей, воспитанных в традиционных коллективах, Советский Союз распался.

Сейчас завершается и постсоветский период …

Можно ли назвать малую семью, состоящую из мужа, жены и детей, относительно дееспособным коллективом выживания? Многое зависит от количества и возраста детей, ресурсов, которыми располагает семья. Но гораздо чаще полноценным коллективом выживания можно назвать несколько родственных семей, члены которых регулярно помогают друг другу и обмениваются услугами, хоть и живут раздельно.

Надо помнить, что семья как коллектив выживания должна не только кормить и помогать. Семья должна воспитывать и учить детей. Здесь должны прививаться не только этические ценности, но и полезные навыки и знания.

Единого рецепта для создания правильной современной семьи нет. Её нужно строить исходя из сильных и слабых сторон членов семьи, их способностей и жизненных навыков, условий жизни. В любом случае желательно избегать крайностей иерархизма и вседозволенности, феминизма, патриархата и пр. Необходимо находить баланс между общими и частными интересами и стремлениями. Очень хорошо, если муж и жена с детства впитали и искренне разделяют некие вполне конкретные принципы семейного уклада.

Но никакие принципы не смогут заменить здравый смысл или недостаток альтруизма и взаимной приязни.

Сейчас распространены чрезмерные ограничения для детей и подростков или вседозволенность. «Хуже» и то, и другое. Подростки должны иметь возможность проявлять инициативу и ошибаться. Но также должны отвечать за последствия своих поступков.

В контексте школьной практики: плохо, когда родители стремятся переложить воспитание на школу. В воспитании основную роль по-прежнему играет семья. Нет семейного воспитания – его нет вообще. Школа лишь подкрепляет и дополняет. В лучшем случае. Также очень плохо, когда родители пытаются учиться за детей (делают вместо них домашние задания и пр.).

Желательно, чтобы дети как можно раньше начинали помогать родителям в достаточно серьёзных вещах и таким образом усваивали необходимость взаимопомощи на практике. Личный пример и практика вообще важнее наставлений.

В нынешних условиях особенно важно приучать детей самостоятельно принимать взвешенные решения, проявлять твёрдость и переносить трудности. Для этого надо сочетать контроль с предоставлением возможностей действовать самостоятельно, делать выбор. Иногда даже ставить перед необходимостью «решать самому».

Опять же, никакие принципы и правила не заменят способности родителей видеть сильные и слабые стороны детей и их реальные жизненные перспективы.

И в нынешних условиях семья как коллектив выживания остаётся основой физического и культурного воспроизводства и сохранения общества. Есть перспективы возрождения и её хозяйственной функции (мелкое сельскохозяйственное и промышленное производство, другие формы малого бизнеса).

Cоциогнозис, футурология, коллективы выживания. История: ответы на вопросы

Семён Резниченко (псевдоним историка И.Ю. Васильева) — футуролог, социальный аналитик, философ, публицист. Семён Резниченко — автор концепции Социогнозиса— современного учения о циклическом развитие человечества. Оно описывает историю людей как периодичность развития и упадка, расширения и сужения. Cоциогнозис, футрология, коллективы выживания, 3d-технологии, альтернативная энергетика,