Отрывки из книги (новая редакция)

Русские альтруисты

Сейчас немало говорится о том, что для сохранения русского народа нужны чёткие, всеми разделяемые правила и принципы взаимодействия разных групп русских. Но как русские веками жили в условиях недостатка силы и чёткости таких правил?

Благодаря тем самым праведникам, искренним и активным альтруистам, без которых не стоит не только отдельно взятое село. Приносить пользу людям, помогать и словом, и делом есть для этих людей психологическая потребность. Самым высоким нравственным принципам эти люди следует не потому, что надо, а потому, что хочется! Делать нужное и полезное для них то же самое, что дышать, пить, есть…

Это вариант русского нравственного гения. А есть ещё люди, которые могут делать разные необходимые вещи и действия на недоступно высоком уровне и в огромных масштабах. И которые делают это также потому, что действительно сильно хочется…

Такие качества человека не связаны с его мировоззрением, идейными принципами, уровнем образования и социальным статусом. Он может быть трезвенником, и серьёзно «закладывать за ворот», может быть целомудренным, а может иметь сложную и извилистую интимную жизнь и т. д.

Воспитать, распропагандировать и вообще получить искусственно такого русского практически невозможно!

Появляется он благодаря во многом случайному сочетанию хорошей наследственности, условий воспитания, психологического климата в период формирования личности. Но, по большому счёту, появление такого человека также непознаваемо и мистично, как и Второе Пришествие…

Подобные праведники и выдающиеся таланты есть светлая сторона русского индивидуализма и антропоцентризма. Когда человек способен делать что-либо нужное и достойное вопреки «отсутствию условий» и здравому смыслу как таковому. Вот хочется ему — и он делает. Тёмную сторону этих же качеств обычно называют самодурством…

Таким человеком почти невозможно стать по собственной воле, можно лишь отчасти приблизиться к этому идеалу путём долгих усилий. И книжные образы здесь плохой помощник. Надо иметь такой образец в повседневном общении.

Однако без таких людей трудно продлевать существование внутренне очень неоднородного и изменчивого общества, где всегда было немало крайних индивидуалистов. Для которого долгие целенаправленные действия большого количества людей совершенно необходимы, но сопровождаются большим количеством издержек. Где один человек творил вместо десятков и сотен и исправлял сделанное тысячами. Иногда несколько лет его работы заменяли целые столетия…

Именно из понимания этих особенностей ведёт начало упование патриотов «старой школы» на сильную и благородную личность, которая может «всё исправить».

Русский народ в прежние времена порождал таких людей в сравнительно немалом количестве. И благодаря таким людям русский народ существует до сих пор…

Но подобных людей всегда было всё же не слишком много, количество, как правило, компенсировалось качеством. А сейчас стало ещё меньше. Поскольку стало гораздо меньше мест, где можно растить просто здоровых и порядочных детей. Альтруисты страдают и гибнут чаще многих других. К тому же они давно «вышли из моды», их принципы поведения считаются нелепыми и опасными, в том числе и ими самими. Тем более, что такие люди обычно совсем не глупы и видят, что альтруизм часто не приносит пользы ни благодетелю, ни объекту благодеяния, ни обществу в целом. Немалое число людей он может превратить в развращённых иждивенцев и психологических вампиров…

Именно уменьшение числа и возможностей праведников и героев (с талантами дело обстоит несколько лучше) делает необходимыми для русского народа «те самые» чёткие и устойчивые правила межгруппового взаимодействия в дополнение к разнообразным внутригрупповым принципам социальной жизни. Одного выдающегося человека всё больше приходится заменять правильно организованным сообществом людей обыкновенных.

Однако процесс этот вряд ли станет очень уж быстрым и безболезненным. Поэтому стоит с куда большим вниманием относиться к праведникам, героями и талантам, которые ещё остались. Надо понять, что это ценнейший ресурс для выживания народа…

Проявляются эти люди (за исключением небольшого числа, чьи действия получили заслуженную известность) отнюдь не благодаря соблюдению какого-либо набора формальных принципов. Разве что благодаря осознанному стремлению и умению приносить людям пользу.

Такие люди заявляют о себе, что называется, на практике. Как, я уже писал, стать такими большинство из нас не может. Но мы можем оказывать им посильную помощь, подражать в отдельных аспектах поведения.

Но, чаще всего, хотя бы не мешать и не вредить. Поскольку такой достойный человек при мало-мальской известности может оказаться предметом зависти и нерациональной агрессии. Поскольку мало кто может с ним сравниться, и, чем более искренне и полно человек соответствует декларируемым принципам, тем сильнее он нарушает сложившиеся иерархические отношения либо вызывает у большинства ощущение неполноценности. В таких условиях достойный человек должен либо «эмигрировать» из этого сообщества, либо начать приносить окружающим вред…

Одновременно альтруисты являются плохо возобновляемым социальным ресурсом, который в нашем обществе хищнически эксплуатируют. Ими постоянно пытаются манипулировать, чтобы достичь максимальной выгоды в максимально короткий срок. При этом не особенно задумываясь о будущем, ни этого достойного человека, ни о своём собственном…

В результате альтруисты либо оказываются в ситуации, когда им самим нужна помощь, либо в той или иной степени озлобляются.

У нас слишком многие и не самые худшие люди слишком легко забывают о личных интересах альтруистов, их помощь принимают как должное, либо обижаются на них за своё зависимое положение. И совсем не задумываются, что праведникам самим постоянно требуется помощь. Но зачастую совсем не та, которую хочется оказать. А какую — вопрос тонкий. Иногда хорошему человеку гораздо лучше других понятно, что ему нужно. А, бывает, его нужно спасать помимо его воли…

А между тем искренние, не «головные» альтруисты — основа любого сообщества русских людей, претендующего на длительное существование. Их не обязательно должно быть много и они не всегда могут и должны быть лидерами. Но, при достойном отношении, они могут раз за разом спасать сообщество от распада в различные переломные моменты. Например, в случае неудачи или серьёзного успеха…

 Вместо рекомендаций

В первую очередь необходимо сразу сказать, что от «простых и политических» решений долговременного толка не будет. Лучше обратить внимание на устройство семьи.

Нормальное устройство современной русской семьи.
В семье должен быть лидер. Лидерами современных русских семей могут быть деды и бабки, мужья и жены, взрослые дети. Но чаще мужчины и женщины средних лет.
Главным для лидера является твёрдый характер в сочетании с практическим умом и гибкостью, чувством справедливости и объективности. Если члены семьи легко приходят к общему мнению, можно обойтись и без явного лидера.

Размеры русской семьи должны определяться, исходя из количества родственников, могущих уживаться друг с другом и готовых добровольно признавать авторитет лидера. Семья члены семьи не обязательно живут все вместе, степень участия в жизни семьи может быть различной и определятся,
исходя из взаимных интересов и психологических качеств. Но даже живущий одиноко человек должен так или иначе поддерживать связь с какой-либо родственной группой.
Отношения в семье должны строиться, исходя и соотношения прав и обязанностей. У кого больше обязанностей или они сложнее иди важнее, у того больше и прав. В семье по возможности не должно быть холявщиков. Безвозмездно пользоваться услугами других могут только самые маленькие дети, совсем уж немощные инвалиды и старики.
Нормальная жена.
Нормальная жена не обязательно должна быть кроткой, молчаливой и безответной.
Но в любом случае она должна со всей серьёзностью относится к роли матери и хозяйки. Она должна следить за здоровьем детей, воспитанием девочек. Наличием в доме запаса здоровой пищи и лекарств. Жена должна быть экономной и избегать любых расходов сверх необходимого.
Б) Воспитание детей
Нормальное воспитание детей
1. Основа воспитания – личный пример. Меньше слов – больше дела. Как можно меньше лицемерия. Нотации и нравоучения лучше заменять яркими, увлекательными и достоверными рассказами из жизни.
2. С ранних лет ребёнка нужно знакомить с жизненно важными занятиями и приучать к спорту. В подростковом возрасте профориентация должна становится более узкой в
зависимости от способностей и наклонностей ребёнка атак же статуса и связей родителей.
3. Ребёнка нужно ставить в условия, когда он сам должен принимать решения без каких-либо подсказок. А за неправильное решение строго взыскивать…
4. В ребёнке должны поощряться общительность, умение жить в коллективе, решать проблемы и задачи, кооперируясь с другими. Пусть это даже будет связано с определённым экстримом. Но тут главное не
переходить грань …
5. Всё это может работать, если родители умеют сдерживать себя и быть объективными.
Если родитель (для сына прежде всего– отец, для дочери – мать) понимает, что склонен к излишней доброте либо строгости к ребёнку, необъективен к нему – он должен найти другого, объективного воспитателя, и добровольно переложить на него часть своих функций. Таким человеком может, например, быть наставник в будущей профессии.
Любого ребёнка в возрасте от четырёх до шести лет нужно тщательно обследовать у психолога. И не у теоретика -доктринёра, а у добросовестного практика.
На основании результатов обследования можно делать более –менее реалистические выводы о стратегии воспитания ребёнка. Так же нужно учитывать социальные возможности семьи, то куда движется общества, какие возможности появляются, а какие
исчезают.
Есть дети, которых надо воспитывать в казарменно монастырском духе, а кого-то в духе хиппи. Но решать такой вопрос родители могут только на основании объективных фактов. Но изложенные выше принцип хорош, когда дети в семье похожи характером и склонностями друг на друга. А если водной семье дети совершенно разные?… Можно
например, попытаться сколотить из детей команду, где каждый член по-своему стремится к достижению единой цели. Но не всегда это возможно.
Воспитание детей всегда будет оставаться сферой непредсказуемого! Дети часто не
наследуют как достоинства, так и недостатки родителей. В наше время то, что было полезно в своё время для родителей, может оказаться вредным для детей. Придётся
импровизировать, нередко полагаться на интуицию…
Мягкость и жесткость в воспитании детей.

Весьма успешные, работящие люди часто с теплотой вспоминают своих родителей. За то, что они не докучали им своим воспитанием, уже в подростковом возрасте разрешали им жить так, как им хочется. Что научило их радоваться жизни, быть самостоятельными, брать на себя ответственность. Уже в более чем зрелом возрасте людей продолжает вдохновлять пример родителей, которые не мешали жить своим детям и сами вовсю радовались жизни. Особенно если радовались не в ущерб здоровью и благосостоянию.
Веселье, масса позитивных эмоций, испытанных в детстве, может потом помочь человеку выжить в самых невыносимых условиях…
Строгих же и угрюмых родителей дети часто так никогда и не прощают…
Значит ли это, что я призываю к либеральному воспитанию в семье? Конечно же — нет!
Самое главное – учёт индивидуальных особенностей ребёнка и перспектив его реального места в обществе. Причём надо иметь в виду, что детям в течении XXI в., скорее всего,
придётся жить в гораздо более суровых условиях, чем родителям.
Некоторым детям только жесткое воспитание, при всех его тягостных издержках, может создать условия для достойно прожитой жизни. Иначе просто будет ещё хуже…

Ребёнок может вырасти чрезмерно изнеженным и / или буйным. (Вообще, цель воспитания – наименьшее зло, а не абстрактный идеальный человек). Если другим детям в семье такое воспитание, наоборот, не нужно, ребёнка можно, например, отдать в военное учебное заведение.

И мягкость, и жесткость сами по себе бесполезны для воспитания детей. Необходима интуиция, объективность в оценках вместе с пониманием личных особенностей ребёнка
на фоне того, куда движется общество. Родители не должны быть слишком самоуверенны в своих оценках, например, они нередко не обладают объективностью в отношении своих
детей. Они должны советоваться с опытными людьми, желательно средних лет, но не с
пожилыми. Пожилые люди часто не могут делать поправки на изменения, происходящие в обществе.

9 неофеодальных профессий
Социально-профессиональный состав общества при неофеодализме изменится коренным образом. Основными профессиями станут программист, врач, инженер, воин, монтажник- наладчик, животновод / растенвод, священник, архивариус и системный аналитик. Другие специальности вряд ли станут серьёзно востребованы. Причём последние три из основных специальностей будут достаточно редкими. Специальности могут и совмещаться: архивариус может быть и системным аналитиком, животновод /полевод – специалистом по переработке и хранению продукции. Либо такой специалист может обслуживать группу земледельцев. Среди «начальства» имеют шанс выжить, сохранить и повысить свой статус те, кто сможет наладить эффективное производства программного продукта, техники и продуктов питания. А также обеспечить безопасность этого производства, связанного с ним людей. У лидера может быть ассистент / ассистенты, которые могут в разных вариациях выполнять обязанности священников / архивариусов, системных аналитиков. Среди ассистентов могут «угнездиться» и некоторая часть творческих развлекателей. Чем сильнее и богаче будет лидер, тем больше возможностей у последних выжить. В эгалитарных общинах возможности для выживания у людей, не занятых в производстве и обеспечении безопасности, будут гораздо меньше… Большая часть элиты, не смогшая создать ил поставить под свой контроль необходимое производство, обеспечить безопасность, скорее всего, исчезнет. Очень туманны перспективы и тех, у людей с низкой квалификацией, тех, кто не владеет одной из указанных выше девяти профессий. Или не сумеет быстро освоить одну из них. Причём первые три освоить не так просто, а последние три явно не будут испытывать «кадрового голода». Остаются воин, монтажник и крестьянин, в той или иной степени доступные для большего числа людей. Невостребованными будут простые специальности, представителей которых легко заменят роботы. Плохи шансы у большинства гуманитариев, экономистов — юристов – чиновников — развлекателей. И просто у людей со слабым здоровьем, чрезмерно привязанных к нынешним условиям жизни. Уцелеет мало невыносливых и негибких людей. Причём выносливость и гибкость важнее силы, ума и ярких достоинств. Поэтому очень комичны попытки делить общество на «быдло» и «небыдло», «нормальных пацанов» и «ботанов». Есть люди, которые владеют специальностями и навыками, необходимыми для физического и духовного выживания общества. И те, кто ими не владеет. Есть выносливые, стойкие или просто толстокожие люди. И есть множество других…
Будущее русской ментальности и культуры.
Скорее всего, русской ментальности в известном нам виде предстоят глобальные изменения. Причём они могут идти двумя основными путями. (Под ментальностью здесь понимается первичное, слабо осознанное приспособление какого-либо этноса к природным и социальным условиям. Ментальность выражается в подспудных психологических стремлениях, способах достижения культурно обусловленных ценностей и целей. Ментальность более устойчива и консервативна, чем культура). Первый вариант: русский человек продолжает жить в мире изменчивого антропоцентризма, индивидуализма; при этом он перестаёт думать по этому поводу, принимает себя таким, какой он есть. Другой вариант: русский человек отказывается от изменчивого антропоцентризма в пользу добровольного  последовательного выполнения внеличностных императивов (обычаев, законов). Причём следование внеличностным императивам может быть как более индивидуалистическим, так и коллективистским. Ментальность разных русских людей вполне может эволюционировать разными путями. Причём эта эволюция не подразумевает какой-либо смены идентичности. Скорей будут меняться некоторые важные поведенческие стереотипы, отношения между людьми и пр.. Ведь культурные принципы и символы русской культуры вполне жизнеспособны! (Под культурой здесь понимается рационально осмысленная оболочка, регулирующая и ограничивающая ментальность. Например, концепции искусства и науки, религиозные доктрины, принципы организации общества и пр.). Надо эти принципы лишь более последовательно реализовывать на практике. Имеются в виду принципы и символы, выработанные не какой-то одной группой интеллектуалов в один период времени, а, что называется, «в комплексе». При этом созданное разными людьми в разное время желательно разнести по разным сферам социальной действительности, бытия в целом. Например, из созданного славянофилами нужно целенаправленно поддерживать то, что помогает укреплению гордости за свой народ; яркие, берущие за душу явления художественной культуры. Из прозападного дискурса — относящееся к местному самоуправлению, предпринимательству. Из ориентированных на запад или, наоборот, на реальный бытовой традиционализм дискурсов будет полезно выбрать то, что поможет сформировать в обществе сильные внеличностные регуляторы. Это не значит, что можно только выбирать, и места для самостоятельного культурного творчества больше нет. Например, специфику русской семьи нужно формировать не на основе консервативных или либеральных догм, а оптимального решения проблем, стоящих пред семьёй. Также не помешают достижения в сфере художественной и интеллектуальной культуры.

Что может спасти русский народ?

Активным социально –профессиональным группам необходимо договорится о регулярном обмене услугами. Не через некоего посредника, а напрямую. Услуги должны охватывать наиболее важные сферы: обеспечение продовольствием и техническими устройства, защиту, медицинское обслуживание. А так же досуг.

Сами эти группы должны структурироваться через коллективы выживания и их сети.

Статус сообщества должен в большей степени зависеть от способностей и наклонностей, и все участники взаимодействия должны чувствовать себя и считаться полноценными людьми. Хотя без иерархии обойтись тоже не получится…

Представители групп русских, вступающих во взаимообмен, должны открыто признавать существование друг друга, относится друг к другу терпимо. Даже в случае существенных различий в образе жизни и системе ценностей.

В древности на Руси схожим образом отдельные поселения объединялись в сравнительно крупные и жизнеспособные славинии.

Но для этого необходимо появление у русских чётких и исполняемых принципов и правил. В первую очередь – что отдельная община должна другим (вместе или по отдельности) и что эти общины должны ей.

А так же в каких случаях и в какой форме общины должны действовать сообща.

Понятно, что такие отношения не могут быть всегда абсолютно равноправными, но должны быть взаимовыгодными. А так же всем известными, разделяемыми и соблюдаемыми.

Другой важнейший момент – правила сравнительно безболезненного отпочкования от общин  разных групп и создания новых общин. Правила выхода из общины отдельного члена (более простые – для молодого, более сложные для полноправного взрослого). Эти правила должны быть чёткими, разработанными, должны учитывать права обеих сторон.

Понятно, что такие принципы могут меняться с изменением обстоятельств. Однако должна соблюдаться преемственность и сохраняться святость принципов.

Наиболее предпочтительным для приспособления к меняющимся историческим условиям представляется такой вариант, когда одна часть русского народа становится приверженной чётким нормам и шаблонам, тогда как другая остаётся более гибкой и креативной (с сохранением огороженного пространства для «традиционной» изменчивости и произвола в качестве «творческой лаборатории»).. Но для нормального взаимодействия этих разных частей народа нужны чёткие правила общежития, соблюдаемые обеими сторонами…

Русскость — ответ разочаровавшимся.

Первоначальная публикация: https://www.apn.ru/index.php?newsid=38319

В последние несколько лет, а особенно последние года два среди патриотов распространилось разочарование в русском народе, порой даже переходящее в русофобию. Но чаще просто начинают похваливать восток и запад,  использовать элементы либеральной риторики и пр.. Некоторые претензии к русским и похвала представителей других народов опираются на реальные факты, другие – нет. Но сами они также бессмысленны, как и прошлое превознесение русских. Особенно в условиях погромов и всплеска варварства, который последовал за гибелью афроамериканца Джорджа Флойда.

Я никогда не считал русский народ идеальным. Но и некогда не принижал достоинств нашего народа. Русские — великий народ, у которого есть свои достоинства и недостатки, разумеется, вторые – продолжение первых. Причём русский народ внутренне крайне разнообразен.

Да, русские переживают эпоху упадка, который, так или иначе, затронул большую часть человечества. О его причинах написано очень много. Например здесь

Но даже в условиях тотального упадка русский человек имеет шанс создать для себя или найти коллектив выживания, который поможет в жизни лично ему[i]. И сам человек получит возможность помогать симпатичным ему людям.

Далеко не каждый подходит для Вашего коллектива выживания, и Вы подходите не для всех. Но русских пока достаточно много и они разные. Так что шанс есть.

Среди представителей других народов также есть немало прекрасных (во всех смыслах слова и безо всякой иронии) людей. Но подходят ли они Вам и Вы им как постоянный, полноценный участник коллектива выживания? Шансов во много раз меньше…

Поэтому нужен русский народ, и, скорее всего, лично Вам.


[i] Хотя чаще речь будет идти об укреплении уже созданных коллективов.

Cоциогнозис, футурология, коллективы выживания. История: ответы на вопросы

Семён Резниченко (псевдоним историка И.Ю. Васильева) — футуролог, социальный аналитик, философ, публицист. Семён Резниченко — автор концепции Социогнозиса— современного учения о циклическом развитие человечества. Оно описывает историю людей как периодичность развития и упадка, расширения и сужения. Cоциогнозис, футрология, коллективы выживания, 3d-технологии, альтернативная энергетика,