Неофеодализм становление полиса

http://www.topos.ru/article/ontologicheskie-progulki/neofeodalizm-stanovlenie-polisa
В других своих статьях и книгах я писал о внутренней структуре неофеодализма несколько иное. Но футурология обязана учитывать варианты – не обязательно, что какие-то из прогнозов сбудутся, а другие – нет. Скорее, реализуются разные варианты на разных территориях или в разное время.

На каком экологическом и технологическом фоне идёт этот процесс? Имеет место масштабная загрязнённость и истощение поверхностных вод. Однако проблема водоснабжения почти всегда решаема в случае, если люди решаются потреблять её в ограниченных (непромышленных) масштабах и серьёзно вкладываться в её добычу (глубинные скважины, опреснение морской воды, разработка современных технологий сбора и накопления воды из осадков).

В плане добычи пищи крайне продуктивно интенсивное овощеводство, разведение грибов, выращивание домашней птицы, кроликов и нутрий, а так же выращивание разных видов рыбы (от щуки и толстолобика до форели). Эти формы сельского хозяйства не требуют чрезмерных затрат и обширных площадей.

В плане добычи электроэнергии происходит переход на использование энергии ветра и солнца и некоторые другие альтернативные виды. Причём солнечная энергетика предполагает большую автономность малых групп людей, а ветряная – большей кооперации. Транспорт переходит на зарядку от этих источников энергии.

В промышленности окончательно воцаряется 3D – принтер. 3D – принтеры печатаются на других 3D – принтерах. Они усовершенствуются для использованная гораздо большего спектра сырья, а не только термопластиков и производных от них материалов. Особенно для максимально полного вторичного использования различных видов пластика и дешевых видов минерального сырья (известняк, цемент, бетон), а так же расширения перечня имитаторов, могущих заменять самые разные виды металлов.

Основным источником сырья при неофеодализме могут стать свалки больших городов и промышленных объектов. Они могут стать основными источниками пластика и металлов. Тем более, что рудные месторождения либо истощены, либо трудны для разработки. Особенно это касается цветных металлов.

На раннем этапе развития неофеодализма большую роль могут сыграть архаичные и дешевые технологии эпохи модерна (прокатные станы, различные металлообрабатывающие станки, изготавливающие из доступных материалов простые в эксплуатации детали и изделия) и ещё технологии сельского хозяйства до эпохи модерна там, где сохранятся их носители. Это добывание всхожих семян на месте, без услуг семеноводческих фирм, разведение домашних животных в дешевых в постройке неотапливаемых помещениях на основе доступных самостоятельно заготавливаемых кормов. Может наступить их локальный ренессанс. Но со временем усовершенствованный 3D-принтер и интенсивное овощеводство распространятся во всех более или менее развитых обществах людей.

Таким образом, происходит дробление ноосферы на независимые друг от друга автономные субъекты с дальнейшим уменьшением зависимости от природной среды. При этом субъекты, ориентированные на самообеспечение, а не на получение прибыли, не требующие сколь-нибудь значительного количества людей. В такой ноосфере мировая экономика исчезает, исчезает и государство как социально-экономический организм. За государством сохраняется древнейшая военная функция. Соответственно, относительно крупные территориальные государства могут существовать там и тогда, где необходимо нечто оборонять либо отбирать у соседей. В основном это источники сырья.

Переход к неофеодализму на такой технологической основе может произойти и там, где сохранятся нынешние властные элиты и подконтрольные им научно-производственные и хозяйственные мощности. Они просто станут гораздо более компактными и экономными. В последствии различия между структурами, имеющими преемственность с современностью и вновь созданными «неформалами» (например, инженерами и воинами, сельхозпроизводителями «без начальства») сотрутся.

Однако, насколько коллективы выживания и их сети, созданные в наше время, способны «дожить» до XXII – большой вопрос, поскольку переход к неофеодализму может занять несколько очень жестких этапов.

Крушение постмодерна: непроизводительная делёжка ресурсов достигает своего апогея. В неё активно включается масса новых, агрессивных и голодных групп.От голода, насилия, техногенных катастроф может погибнуть очень много людей. Часть из них, выживает, объединившись в замкнутые компактные коллективы выживания. Люди выживают, прежде всего, именно в них. Этих коллективов выживает тем больше, чем меньше организованных и сильных групп мародёров. Либо их почти нет, либо одна на значительную территорию.

Либо сильные мародёры оказываются способными перейти к производительной и созидательной деятельности на основе координации деятельности коллективов выживания, либо на их место приходят объединения коллективов выживания. Начинается переход к системе полисов – компактных стабильных объединений нескольких коллективов выживания или их локальных сетей. Если на территории сравнительно много ресурсов и мало людей, то уже на этом этапе может возникнуть «развитый неофеодализм».

Если на некой относительно обширной территории мало ресурсов и много людей, жизнь которых всё же как-то можно поддерживать, то для борьбы за ресурсы могут возникнуть сравнительно крупные территориальные государства. Не слишком демократические, олигархические либо казарменно-социалистические. Достигают или не достигают своих целей эти государства, но они относительно скоро гибнут, возможно, оставляя после себя яркую память. Как на уровне 1 (большие объединения мародёров) так и на уровне 3 (территориальное государство) могут быть востребованы масштабные идентичности (квазиэтнические, религиозные), унаследованные от Осевого времени.

После их крушения выживают наиболее сильные коллективы выживания и их сети, сумевшие аккумулировать у себя основные ресурсы территориального государства. Возникают те же самые полисы. При варианте с быстрым переходом к полисному устройству гибнет меньше людей, но возникает и меньше инноваций. В борьбе же территориальных государств может погибнуть очень много людей, но появится и больше инноваций.

Полис состоит из четырёх основных сегментов: технический (изобретатели, обслуживающие инженеры и техники); биологический (медики, специалисты в сельском хозяйстве); военный (военные инженеры и техники, операторы боевых машин (дронов-беспилотников, артиллерийских роботов, умеющих ходить роботов ближнего боя), высококлассный «человеческий» спецназ, непосредственно вступающий в бой); координирующая структура, штаб (помимо руководства осуществляет религиозно-идеологическую, отчасти культурную функцию).

Полисы могут быть монархо-олигархические, демократические, коммунистические (или сочетать в себе различные принципы общественного устройства). В первых может быть относительно много людей, иметься далеко зашедшие внутренние противоречия (государь, диктатор либо группа правителей занимаются их сглаживанием и координацией действий жителей). Также такие полисы располагают сравнительно значительными ресурсами. Вторые не столь богаты, но более гомогенны и едины. В них допускаются различного вида внутренние различия, в т.ч. статусные, имущественные. Все граждане принимают участие в управлении полисом. Коммунистические полисы – самые бедные и малочисленные. В них так же развито народоправство, но менее развито профессиональное разделение труда, частная собственность. Они явят наиболее гармоничные отношения между людьми, в них будут культивироваться стойкость и мужество …

Специфика полисов – малолюдность, отсутствие людей неквалифицированных, тунеядства. Некие отступления от этого принципа возможны в монархо-олигархических поселениях, где допустимы единичные «трутни» из числа элиты, профессиональные развлекатели, люди искусства. В целом, в полисе живёт не больше людей (профессионалов своего дела), чем необходимо для его жизнеобеспечения; рождаемость и потребление чётко регулируются. Но с помощью робототехники полис из 1,5 тыс. человек может контролировать тысячи и миллионы квадратных километров вокруг. Вероятно, с подкармливаемыми малыми группами «диких людей», нужных для получения биоматериала, отдыха и развлечения, быть может, добычи какого-то сырья.

Для морали полисов будут характерны сплочённость и коллективизм, ответственность и самодисциплина, глубокое понимание справедливости, основанной на технологизме, необходимости эффективного достижения результата (по заслугам и награда, благодарность достойному: умелому, честному и надёжному). Экономность и рациональное пользование ресурсами, возведённое в иррациональный нравственный императив (в том числе, при отсутствии реальной необходимости экономить данный продукт). При этом – отсутствие сентиментальности, снисходительности и милосердия. Отсутствие жалости и к себе, и к другим.

Cоциогнозис, футурология, коллективы выживания. История: ответы на вопросы

Семён Резниченко (псевдоним историка И.Ю. Васильева) — футуролог, социальный аналитик, философ, публицист. Семён Резниченко — автор концепции Социогнозиса— современного учения о циклическом развитие человечества. Оно описывает историю людей как периодичность развития и упадка, расширения и сужения. Cоциогнозис, футрология, коллективы выживания, 3d-технологии, альтернативная энергетика,

Share
Published by
Cоциогнозис, футурология, коллективы выживания. История: ответы на вопросы