Коллективы выживания и русская община

Семён Резниченко
Коллективы выживания и русская община

Первоначальная публикация: АПН
Коллектив выживания — минимальная группа людей, могущих совместно обеспечить своё существование, в основном пользуясь услугами друг друга. Это большие семьи или соседи, живущих рядом несколько поколений. Главная цель коллектива выживания — культурное и физическое самосохранение и воспроизводство.
Другая важная характеристика коллектива выживания — это коллектив, посредник между семьёй (отдельным человеком) и обществом в целом (народом, государством). Он снижает давление на человека жизненных трудностей, помогает ему пережить экономические и социальные кризисы и пр..
Коллективы выживания чаще всего активно сотрудничают друг с другом в рамках сетей. Один из наиболее распространённых видов сетей коллективов выживания — община.

Она возникла у славян ещё в глубокой древности. Маленькие посёлки были населены родственниками (родственные сети коллективов выживания). Они во многом совместно вели хозяйство. Эти селения объединялись в территориальные общины, члены которых сообща отмечали большие праздники, разрешали конфликты и обсуждали политические вопросы.


Древнейший прообраз территориальной общины без первобытности появился у предков русских в эпоху Великого переселения народов, когда славяне вначале спасались от нашествия гуннов, а потом сами занимали новые территории. В условиях масштабных миграций совместно жили уже не только родственники, всё большую роль играли соседские связи.

Для эпохи Древней Руси были характерны городские и сельские общины без первобытности. Это объединение людей, ведущих производящее хозяйство (земледельцев, скотоводов), организованное по территориальному принципу. Для общины без первобытности характерна большая роль самоорганизации и самоуправления, автономии. Общины без первобытности могли быть как сельскими, так и городскими. Им нередко был присущ высокий уровень экономики и культуры при минимальном аппарате управления. Это, например, город, совместно руководимый народным вече, советом бояр и князем.

В 15 — 16 вв. общины без первобытности вошли в состав русского централизованного государства. Одновременно принципы организации русской общины без первобытности легли в основу казачества.

Городские общины в 16 — 17 вв. уже были под плотным контролем государства. Который укрепился во многом за счёт их разделения по сословному принципу: на местный дворянский полк и торгово — ремесленный посад. Это разделение, как и переселения жителей из других регионов, усиливало позиции представителя царской власти — воеводы. Но иногда дворяне и посад могли действовать как единое целое. Например, совместными усилиями они могли даже влиять на царя.

Русская община периода Российской империи строилась по территориальному принципу, объединяла людей, живущих по соседству. Она могла включать в себя и родственные сети коллективов выживания, подчас многолюдные. Многое в устройстве русской общины зависело от времени и места. Она решала вопросы землепользования, поддержания порядка на своей территории. Большую роль в жизни русской общины играло несение государственных повинностей. Она должна была обеспечить их выполнение и одновременно сделать его посильным.

Например, у однодворцев, потомков служилых людей, не получивших потомственного дворянства, до 19 столетия сохранялись крепкие территориальные сети коллективов выживания, эффективная территориальная взаимопомощь, позволявшая избежать недоимок по налоговым выплатам. Вероятно, это наследие тех времён, когда бедным служилым людям приходилось одновременно вести хозяйство и сражаться.

Весьма эффективной была общинная организация и у простых крестьян. После начала Первой мировой войны многие из них ушли на фронт. Но, например, в Тамбовской губернии урожай смогли собрать благодаря организованным усилиям общины (оставшиеся дома мужчины по очереди убирали наделы). К 1916 г. такая общинная уборка оказалась затруднительной, так как на войну ушло уже слишком много местных жителей. А именно они несли общинные повинности. Но во время той же уборки взаимопомощь сохранялась на уровне родственных сетей коллективов выживания, локальных территориальных сетей (по соседству). В такой взаимопомощи могли участвовать женщины, старики, подростки.

Уже во время Великой Отечественной войны выживать русским очень помогали большие и сплоченные семьи, особенно на селе. А также общинные традиции, которые, например, дали возможность восстановить местные школы, спасать инфраструктуру, скот и зерно.


Община поддерживала своих и в мирное время. Например выделяла мироплатимый надел земли, выплаты (налоги и пр.) с которого производил не тот человек, который им пользовался, но община. Обычно такой надел выделялся людям, надолго попавшим в трудное положение.

Среди горожан дореволюционной России, в том числе — интеллигенции, также была распространена взаимопомощь. В ходе развития институтов гражданского общества сохранялись некоторые традиции территориальных сетей коллективов выживания. Например, среди представителей различных профессиональных сообществ распространённой практикой был сбор денег в пользу коллег, попавших в трудную ситуацию.


В таких условиях много значила репутация человека. В дореволюционной России люди жили не слишком богато, а государственная социальная защита не была развита. Поэтому они часто не могли рассчитывать ни на себя, ни на государство. Но лишь на тех, кто захочет их поддержать.


Но в течении советского периода территориальная самоорганизация была почти уничтожена. Сети коллективов выживания либо исчезли, либо ужались до минимальных размеров. Этому во многом способствовала коллективизация сельского хозяйства, тотальное огосударствление городского и сельского быта.
Относительно прочные социальные связи по территориальному признаку у славянского населения РФ сохранились в большей степени на севере и востоке страны.


Иногда на их основе могут создаваться более или менее функциональные структуры, имеющие официальный статус. Такие, как жилищные ТОСы и пр.

Есть примеры успешных совместных действий и в наше время. Весной 2024 г. во время наводнения в Оренбургской области в ЖК «Петровский» собрали около 3 миллионов рублей и построили дамбу протяженностью 1, 5 км. Мужчины трудились на строительстве круглые сутки, женщины готовили им пищу.Население ЖК «Петровский» действовало как полноценная территориальная сеть коллективов выживания.

Идея коллективов выживания — одна из основ концепции известного движения «Русская община», которое провозгласило русскую взаимопомощь одной из основных своих задач (см. интервью «Современные русские общины: состояние и перспектива https://www.apn.ru/index.php?newsid=25664 »). Поэтому РО, помимо помощи полиции в борьбе с нелегальной миграцией и криминалом, надо более активно практиковать взаимную поддержку. И не только в конфликтных ситуациях. Но и когда члены общины нуждаются в лечении, им срочно нужны деньги пр.. А также организовывать совместный досуг, налаживать неформальное общение между людьми. Вообще основной критерий эффективности общины, если это община, а не просто общественная организация — это количество браков, заключенных в общине, и число родившихся детей.

Cоциогнозис, футурология, коллективы выживания. История: ответы на вопросы

Семён Резниченко (псевдоним историка И.Ю. Васильева) — футуролог, социальный аналитик, философ, публицист. Семён Резниченко — автор концепции Социогнозиса— современного учения о циклическом развитие человечества. Оно описывает историю людей как периодичность развития и упадка, расширения и сужения. Cоциогнозис, футрология, коллективы выживания, 3d-технологии, альтернативная энергетика,