Семён Резниченко.
Будущее русской ментальности и культуры.
Скорее всего, русской ментальности в известном нам виде предстоят глобальные изменения. Причём они могут идти двумя основными путями. (Под ментальностью здесь понимается первичное, слабо рационально отрефлексированное приспособление какого-либо этноса к природным и социальным условиям. Ментальность выражается в подспудных психологических стремлениях, способах достижения культурно обусловленных ценностей и целей. Ментальность более устойчива и консервативна, чем культура).
Первый вариант: русский человек продолжает жить в мире изменчивого антропоцентризма, индивидуализма; при этом он перестаёт по этому поводу чрезмерно рефлексировать, принимает себя таким, какой он есть.
Другой вариант: русский человек отказывается от изменчивого антропоцентризма в пользу добровольного последовательного выполнения внеличностных императивов (обычаев, законов). Причём следование внеличностным императивам может быть как более индивидуалистическим, так и коллективистским.
Ментальность разных русских людей вполне может эволюционировать разными путями. Причём эта эволюция не подразумевает какой-либо смены идентичности. Скорей будут меняться некоторые важные поведенческие стереотипы, отношения между людьми и пр..
Ведь культурные принципы и символы русской культуры вполне жизнеспособны! (Под культурой здесь понимается рационально осмысленная оболочка, регулирующая и ограничивающая ментальность. Например, концепции искусства и науки, религиозные доктрины, принципы организации общества и пр.).
Надо эти принципы лишь более последовательно реализовывать на практике. Имеются в виду принципы и символы, выработанные не какой-то одной группой интеллектуалов в один период времени, а, что называется, «в комплексе». При этом созданное разными людьми в разное время желательно разнести по разным сферам социальной действительности, бытия в целом.
Например, из созданного славянофилами нужно целенаправленно поддерживать то, что помогает укреплению гордости за свой народ; яркие, берущие за душу явления художественной культуры. Из прозападного дискурса — относящееся к местному самоуправлению, предпринимательству. Из ориентированных на запад или, наоборот, на реальный бытовой традиционализм дискурсов будет полезно выбрать то, что поможет сформировать в обществе сильные внеличностные регуляторы.
Это не значит, что можно только выбирать, и места для самостоятельного культурного творчества больше нет. Например, специфику русской семьи нужно формировать не на основе консервативных или либеральных догм, а оптимального решения проблем, стоящих пред семьёй. Также не помешают достижения в сфере художественной и интеллектуальной культуры.
Фото 1zoom.ru
https://www.youtube.com/watch?v=zO01w1J9A3A