Беседы и суждения. Вып. 12. Античность.
Полисная демократия пришла к грекам с Востока или Севера?
Дворцовые государства греков-ахейцев бронзового века были весьма деспотичными забюрократизированными. В то время как ранние шумерские города определяются некоторыми учёными как протополисы. Идея божества как подлинного, в отличие от земного царя, правителя народа, находили своё воплощение и в достаточно поздней вавилонской социальной практике, определённой автономии, старинных, священных городов. Но особенно сильно она проявилась в том скепсисе в отношении к монархической власти, который легко можно найти в текстах Ветхого Завета. Народ, объединённый вокруг Бога и храма, был существенно важнее царя, который вообще не всегда и был. А финикийский город Карфаген имел вполне отчётливое республиканское устройство.
Поэтому важнейшие составляющие полисной идеи, вероятнее всего, пришли оттуда же, откуда алфавитное письмо, с Ближнего Востока.
Но не только оттуда. В период упадка и крушения дворцовых государств Греции туда приходило множество представителей народов Центральной Европы (дорийцами их перечень не исчерпывается). Представители этих народов принесли собственные традиции достаточно эгалитарных вождеств и общин без первобытности. Соединившись с ближневосточным «сакральным республиканизмом», они во многом и породили античную полисную традицию, более светскую по сравнению с ближневосточной.
Античность возникла там, где было сравнительно мало людей и ресурсов. Но были деньги.
Античность и Средневековье как единый отрезок истории.
Период европейской истории с начала Железного века (начало I тыс. до н.э.) по 16 -17 столетие нашей эры. Термин введён историком И.Ю. Васильевым.
Его можно рассматривать как единый исторический отрезок примерно в 2, 5 тысячи лет. Начинается с начала массового использования железа и повышения роли локальных коллективов (сетей коллективов выживания, общин без первобытности). Железо резко усилило их технические возможности. Для этого периода характерна большая роль общинных структур (городские и сельские общины без первобытности, полисы). Для них характерна минимализация бюрократии. А также военных предводителей (римские полководцы и императоры, эллинистические монархи, феодалы). Для эпохи характерно сочетание элементов натурного хозяйства и развитого товарного ремесла и торговли. Очень активно применялся подневольный труд (рабов, различных зависимых людей).
В этот период сложились принципы организации городов- государств и сельских общин без первобытности вместе с их взаимодействием, во многом сходная интеллектуальная традиция, основанная на примате гуманитарных наук и многое другое. На ДЖВ приходится период т. н. Осевого времени, когда возникли оформилась авторская общественная мысль и художественное творчество, религии основателей.
На рубеже нашей эры, в период возникновения эллинистических монархий и Римской империи происходит частичная реставрация принципов предыдущего периода, эпохи поздней бронзы (сакрализация монарха, бюрократическая государственность). Но позднее происходит откат к традициям «классического ДЖВ». ДЖВ завершается в 16 — 17 вв., в эпоху формирования крупных европейских бюрократических государств, капитализма.
А потом окрепла бюрократическая государственность, начались колониальные захваты, а позднее и промышленная революция.
Античность как зародыш потенциала европейских народов.
Античная Греция и Рим содержали в себе все начала, которые потом развивали совершенно разные европейские народы. Это и безудержный антропоцентризм, и рациональная философия, юриспруденция.
Эллинизм и западная культура Нового времени.
Проникновение западной цивилизации в другие региона мира во многом сходно с проникновением античной культуры в страны Востока в эпоху эллинизма. Новые технологии, эстетические концепции активно использовались, но они не превращали восточные общества в аналог Древней Греции.
Проникновение западной культуры в Новое и новейшее время мало где, за исключением некоторых стран Дальнего Востока, привело к полноценной вестернизации. Но, в отличии от эллинизма, взаимодействие с западной культурой гораздо сильнее трансформировало и деформировало традиционные институты незападных обществ. Например, традиционное хозяйство (земледелие, скотоводство и пр.) часто или исчезло, или потеряло свою значимость, перестало удовлетворять потребности населения. При том, что современное промышленное или сельскохозяйственное производство западного типа, образ жизни внедрялись в жизнь в этих сообществ в той или иной степени ограниченно. В эпоху эллинизма же традиционное хозяйства менялось незначительно.
Поэтому восточный эллинизм стал важным этапом формирования средневекового и современного восточного общества с местной культурно-хозяйственной основой. Влияние современной западной культуры породило стойкую зависимость от не, особенно в материальном, хозяйственной отношении. Но не привело к появлению эффективных механизмов её воспроизводства, за исключение «азиатских тигров», Малайзии, отчасти – Китая, Турции, Тайланда. Что стимулировало мощный приток мигрантов на Запад из незападных регионов.
Античность, славянство и русские
Несомненно культурное сходство славян с античными греками, кельтами и кельто-иберийцами. Хотя, разумеется, не всех и не во всём.
При формировании новоевропейской «новой античности» роль греков, хоть и не в полном объёме, досталась славянам, и особенности – русским.
И действительно, славяне формировались на территории того же среднеевропейского хартленда, что и греки. Хоть и севернее, ближе к кельтам, другому близкому им по духу народу. Для среднеевропейского хартленда характерны партикуляризм и индивидуализм, стремлении к автономии отдельных общин и личностей.
Славяне вообще и русские в частности получили православную веру вместе с наследием высокой античной культуры именно от греков.
И римляне, и жители востока отмечали у древних греков сильное творческое начало, профессионализм в сочетании с сильным, порой чрезмерным индивидуализмом. То же самое говорят о русских в наше время как западные, так и восточные люди.
Русские, и вместе ними и славянство в целом, является креативным, творческим началом мировой новоевропейской цивилизации. Индивидуальным началом в противовес общему и системному. Образным и нерасчленённым в противовес формально –логическому. Русские создавали хрупкие и неповторимые творческие миры. Иногда бесследно исчезающие, как узорчаты терема при пожаре. Иногда возрождающиеся вновь, но на других континентах.
«Римским» началом новоевропейской глобальной цивилизации стал романо –германский мир. С его уклоном во всеобщность и системность, логичность и рациональность. Наибольшее воплощение западная римскость получила в США….Именно там нашли своё воплощение, были поставлены на поток и введены в систему многие изобретения русских и славян в целом. Никола Тесла сделал в США уникальные открытия, а Элон Маск создал «Тесла моторс»…
Конечно, надо признать, что греческая античность была более универсальной. Именно греки создали систему формальной логики и философии, а так же искусство красивой и яркой жизни, высокую «культуру процесса». Русские (славяне) и здесь добились очень много, но не заняли таких высот, как в различных видах искусства, техническом изобретательстве и спорте.
И в формально – логической составляющей культуры, и в искусстве «красивой жизни» русские так же дали миру целый ряд ярких креативов. Но не разветвлённых и многоообразных систем, как те же французы.
И в древнегреческой, и в русской, и в кельтской культурах разрыв между культурным и ментальным, чаемым и реальным, идеалом и практикой был сильным и трагическим. Общество и отдельные люди от этого жестко страдали. Многое, и самое лучшее, гибло безвозвратно.
Но эта ситуация породила и трагическую литературу высочайшего уровня! Трагедии Эврипида, романы Достоевского, ирландские саги и творчество Йетса…
Внутренняя конфликтность и жизнь на геополитическом перекрестке сделала для русских, как и для греков, крайне важной военную составляющую культуры. Это и беспримерная стойкость перед лицом превосходящего силами агрессора, и эпические походы в дали Востока…
Эволюция греческих и русских культур также очень напоминает друг друга. Здесь каждому периоду соответствует своя модель государственного устройства, своя культура, религия. Происходят значительные перемены в языке. Фактически каждый раз появляется новый народ, имеющий преемственную связь с предыдущим.
Первый период греческой цивилизации – критомикенский. Для него характерен конгломерат мелких монархий, объединённый вокруг дворца, достаточно высокая культура. Потом – упадок дворцового хозяйства, нашествие «народов моря», упадок, дорийское завоевание.
Период классического древнегреческого полиса. Радикальная перемена общественного устройства, религии, языка. Вместо монархии – республика. Развитая общинная форма самоорганизации. Преемственность сохраняется через язык и гомеровский эпос. Далее – упадок полиса, завоевание греков Александром Македонским. Затем – римлянами. Переход греков в христианство.
Греки Византийской империи. Новое, имперское государственное устройство, новое самоназвание – ромеи, новая религия – христианство.
Новый язык – среднегреческий. Но в языке сохраняется преемственность. Во многом сохраняется и традиционная греческая образованность. Упадок Византии и османское завоевание.
Возникновение новогреческого народа. Новый язык, новее мировоззрение и образ жизни. Сочетание господства традиционных балканских коллективов выживания и стремления к европейской буржуазности. Новое государственное устройство – конституционная монархия. Позже современная европейская республика. Преемственность в языке и религии – православии.
Таким образом, некоторые народы проходят периоды кардинально разной социальной организации. Причём каждому виду государственности и социальной организации соответствует другой, новый народ. Имеющий при этом преемственность и прямое родство с предыдущим. Т.е, потомки неких людей сохраняя историческую память, организуются по-новому. И возникают преемственные этносы. Нужно ли их считать отдельными народами, или общим историческим целым – вопрос спорный.
По нашему мнению именно в такой форме происходит историческая эволюция русского народа.
Античность: архитектура и театр против философии
Античная демократия находилась в неплохих отношениях с театром и монументальной архитектурой, поскольку они способствовали единству полиса. Когда как античная философия в целом больше тяготела к монархии либо тирании, поскольку легитимизировала свободу отдельной личности от мнения большинства, в частности — от характерного для полиса религиозного фундаментализма.
Причины появления Ликурговой Спарты.
Принципы жизни спартанцев, введённые Ликургом (коллективизм, подавление индивидуальности, скромный образ жизни, ограничения богатства, запрет на роскошь) во многом возникли как ответ на вызов воинствующего индивидуализма жителей Спарты и их любовь к наслаждениям…
История античности как история коррупции.
История Античности кажется историей коррупции. Как и любая хорошо документированная история.
Рим как случайность.
Древнеримское общество, вероятно, возникло как социум беглецов и изгоев, чрезмерно не связанное грузом традиций и внерациональных установок. И поэтому могло развиваться как рационально организованное сообщество, что, например, породило римское право и римский мир, в котором распространилось христианство. Без Рима Запад как единый феномен основанный на гражданском праве, и самодостаточном рационально организованном обществе вряд ли бы сложился. Скорее, появилась бы большая «восточная Европа до Атлантики», внутренне гораздо менее связанная и разнообразная. Склонность западноевропейских потомков мегалитических цивилизаций к чётким и стабильным системам, скорее всего, ограничилась бы религиозной философией и интеллектуально- мистическими движениями.
А появление Рима во многом было случайным и незакономерным, обусловленным стечением мелкомасштабных военно-политических обстоятельств, сильным и разумным руководителям ранней римской общины.
Ромул — предшественник Спартака?
Весьма вероятно, что основателями Рима были люди, подобные Спартаку и его соратникам. Сильные и озлобленные люди, выброшенные из нормального общества, принадлежавшие к разным народам.
Древний Рим был полисом, способным быстро ( по сравнению с другими) увеличивать число своих граждан, превращать неграждан в граждан.
Специфика падения Западной римской империи.
В отличии от большей части восточной, в западной Римской империи под конец её существования отчасти возрождались доримские порядки.
Кем могли стать германцы в мире, где не было Античности?
Античное искусство и культура оказала огромное влияние на самые разные народы Европы. Особенно в контексте развития и укрепления у них антропоцентризма, личностного начала. Что, в частности проявилось в той или иной степени присущей европейскому искусству реалистичности.
Можно предположить, что без античного влияния германцы с их культом общего, общезначимого и абстрактного, могли развиться в строителей пирамид, отчасти напоминающих китайцев. Такие предположения, конечно же лишь досужие игры разума…
Древняя Европа: этапы стабильности и нестабильности
В Европе и на сопредельных территориях этапы господства общинной оседлой жизни, основанной на земледелии и сакральной монархии, чередовались с периодами возрастания роли мужских союзов и воинской организации, скотоводства, передвижения больших масс людей. Особенно это было характерно для Бронзового и раннего Железного веков. Можно предположить, что здесь нашло своё выражение чередование господства доиндоевропейского земледельческого и индоевропейского начал.
Создание Римской империи и сохранение многих римских традиций после её падения способствовали их окончательному синтезу, укреплению стабильности. Особенно – на западе региона.
Папа римский и Стоунхендж
Позднеантичные традиции возрождения практик времён бронзового века всё же получили некоторое продолжение в эпоху средневековья.
Средневековый папа римский – переосмысленный в новых условиях сакральный правитель времён европейского неолита – энеолита — бронзы, который не столько непосредственно управляет, сколько обеспечивает благоволение высших сил, осуществляет посредничество в спорных случаях и контролирует.
Папе римскому противостояли короли – наследники военных предводителей, чей статус вырос в железном веке. И которые претендовали на свою долю сакральности.
Соединение представлений о сакральном правителе, приравнивание к нему в той или иной степени различных «обычных» людей вместе с идеями античного героизма породили, в частности, европейские представления о великих людях и их статусе.
https://www.youtube.com/watch?v=noZRYute40E
https://www.youtube.com/watch?v=rNVSnSfqNLg