М. М. Кром ПОВСЕДНЕВНОСТЬ КАК ПРЕДМЕТ ИСТОРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ (ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ)
- Тимур Шалимов
- 1 лет назад
- Просмотров: 41
Транскрипт
1 М. М. Кром ПОВСЕДНЕВНОСТЬ КАК ПРЕДМЕТ ИСТОРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ (ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ) История повседневности переживает в последнее время настоящий бум. Издатели, чувствуя конъюнктуру, публикуют том за томом: в качестве примера можно привести выходящую в издательстве «Молодая гвардия» серию «Повседневная жизнь человечества». Наряду с переводными изданиями («Повседневная жизнь Древнего Рима», «Повседневная жизнь итальянской мафии» и т.д.), в этой серии публикуются и книги российских авторов, среди них «Повседневная жизнь русского гусара в царствование Александра I» А.И.Бегуновой, «Повседневная жизнь русского средневекового монастыря» Е.В.Романенко, «Повседневная жизнь российских подводников» Н. Черкашина и др. Нетрудно понять, на чем строится коммерческий расчет издателей подобного рода литературы: читателю сулят приобщение к некой тайне тайне опасной профессии (жизнь подводников), подробностям закулисной жизни людей искусства или высшего света; даже суровый монастырский быт может представлять аналогичный интерес: дело в самой возможности заглянуть в некий закрытый мир 1. Однако самой большой тайной остается сама «повседневная жизнь»: что это такое, авторы не объясняют, считая, по-видимому, чем-то само собой разумеющимся. Судя по содержанию книг названной серии, повседневность молчаливо отождествляется с «бытом и нравами». Так, из написанной с большим знанием дела книги А.И.Бегуновой о жизни гусар в царствование Александра I можно узнать о форменной одежде и вооружении этих лихих воинов, о распорядке дня в конных полках, о военных учениях и способах проведения досуга, о балах и дуэлях и т.д.; причем вся приведенная информация строго документирована Опубликовано в книге: История повседневности: Сборник научных работ / Отв. ред. М. М. Кром. СПб., С Так, аннотация к книге о древнерусских монастырях начинается с характерного вопроса: «Можно ли приоткрыть завесу тайны над жизнью средневековых русских монастырей? Казалось бы, этот удивительный мир, в котором самое настоящее, потрясающее воображение чудо становилось явлением обыденной, повседневной жизни, давно ушел в небытие, став достоянием истории». Разумеется, на этот вопрос дается утвердительный ответ, и автор книги обещает «воссоздать подлинный мир средневекового русского монашества во всем его богатстве и многообразии» (Романенко Е.В. Повседневная жизнь русского средневекового монастыря. М., Аннотация в конце книги).
2 подкреплена ссылками на мемуарную литературу и архивные источники 2. И тем не менее рискну утверждать, что книга А.И.Бегуновой является скорее полезным справочником, чем исследованием повседневной жизни. Знание деталей быта является лишь предварительным, хотя и необходимым условием такого исследования. С описания этих деталей начинает свой рассказ об увиденном в чужой стране иностранный путешественник или ученый-этнограф. Но для самих-то жителей быт является привычным и «естественным»; он служит фоном, на котором реализуются жизненные планы, складываются отношения между людьми. И потому главным для исследователя должен быть следующий шаг постижение повседневных забот, тревог, надежд людей изучаемой эпохи. Нужно попытаться увидеть их мир «изнутри», понять смысл или смыслы, которыми они его наполняли. Между тем, хотя в книге А.И.Бегуновой мелькает множество имен, в ней нет действующих лиц: отдельные эпизоды, отрывки из воспоминаний современников смонтированы автором таким образом, чтобы получился коллективный портрет гусара. Этот собирательный образ статичен и оторван от контекста, в котором существовали его реальные прототипы. В итоге остается неясно, какие отношения между сослуживцами складывались в том или ином гусарском полку, о чем говорили господа офицеры в перерывах между военными походами и учениями: неужели никого из них (как можно подумать, прочитав книгу А.И.Бегуновой) не интересовало ничего, кроме службы, карт, вина и женщин? А между тем известно, что среди активных участников декабристского движения были и гусарские офицеры, в том числе подполковник лейб-гвардии Гродненского гусарского полка Михаил Сергеевич Лунин и командир Ахтырского гусарского полка полковник Артамон Захарович Муравьев 3. Иными словами, нельзя изучать повседневную жизнь офицерского корпуса первой четверти XIX в. в отрыве от жизни страны и общества той эпохи. Жанр историко-бытового очерка, в котором написана книга А.И.Бегуновой, далеко не нов: его «родословную» в России можно проследить по крайней мере с середины XIX века. Классическими образцами этого жанра могут служить 2 Бегунова А.И. Повседневная жизнь русского гусара в царствование Александра I. М., См.: Декабристы. Биографический справочник / Изд. подг. С.В.Мироненко. М., С. 106, 118. К следствию по делу декабристов был привлечен еще целый ряд гусарских офицеров, участвовавших в заседаниях тайных обществ или, по крайней мере, знавших об их существовании 2
3 «Очерк домашней жизни и нравов великорусского народа в XVI и XVII столетиях» Н.И. Костомарова (1860 г.) и «Домашний быт русских царей в XVI и XVII столетиях» И.Е. Забелина (1862 г.) 4. Для этого способа изображения обыденной жизни характерно повышенное внимание к материально-вещественной ее стороне, какой она предстает взору внешнего наблюдателя, без попытки объяснить мотивы бытового поведения людей, исходя из свойственного им понимания окружающего их мира. Важно подчеркнуть, что при таком понимании повседневности люди прошлого по существу лишены свободы действий, словно у них никогда не было замыслов, которые впоследствии не удалось реализовать, словно вся их судьба была заранее расписана в соответствии с известным нам сценарием; они навсегда «вписаны» в тот круг вещей и обстоятельств, о котором сегодняшний историк судит по имеющимся в его распоряжении документам. Создается иллюзия, будто эпоха и люди нам отлично известны и понятны. Остается разве что добавлять отдельные штрихи к уже написанной картине. Подобный «бытовой детерминизм» кажется мне ничуть не менее опасным, чем другие разновидности детерминизма классовый, экономический и т.п. С другим подходом к изучению повседневности мы встречаемся в работах Ю.М.Лотмана 1970-х годов, в частности, в статьях «Поэтика бытового поведения в русской культуре XVIII века» и «Декабрист в повседневной жизни» 5. Ю.М.Лотман также внимателен к бытовым подробностям, однако они важны для него не сами по себе: детали одежды, особенности поведения позволяют исследователю расшифровать скрытый за ними культурный код и тем самым понять общественную позицию данного человека. При этом совершенно меняется исследовательская перспектива: это уже не взгляд отстраненного внешнего наблюдателя, а попытка истолкования бытового поведения исходя из норм и ценностей изучаемой культуры. Такой подход «возвращает» людям прошлого свободу самовыражения, а эпохе немалую долю загадочности, делая ее снова интересной для исследователя. и планах, в том числе полковник Ф.Ф.Гагарин, штабс-ротмистр Н.Н.Оржицкий, ротмистры А.И.Сабуров, Н.Н.Семичев и др. (см. там же. С. 49, , 162, 166). 4 См. переизд.: Костомаров Н.И. Очерк домашней жизни и нравов великорусского народа в XVI и XVII столетиях. М., 1992; Забелин И.Е. Домашний быт русских царей в XVI и XVII столетиях. Ч. I II. М., 2000 (Домашний быт русского народа в XVI и XVII столетиях. Т. I). 5 Переизд. в кн.: Лотман Ю.М. Избранные статьи в трех томах. Т. I. Таллинн, С , См. также: его же. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства (XVIII начало XIX века). СПб.,
4 Разработанный Лотманом семиотический подход, нацеленный на постижение смысла изучаемой бытовой культуры «изнутри», перекликается с трактовкой повседневности в феноменологической традиции. «Повседневная жизнь представляет собой реальность, которая интерпретируется людьми и имеет для них субъективную значимость в качестве цельного мира», говорится в книге П. Бергера и Т. Лукмана «Социальное конструирование реальности» (1966 г.); там же подчеркивается, что члены общества в своем поведении «считают мир повседневной жизни само собой разумеющейся реальностью» 6. Эту же особенность восприятия людьми обыденной жизни отмечал и Лотман, причем его трактовка бытового поведения строится на контрасте «обычного» и «необычного»: «В каждом коллективе с относительно развитой культурой поведение людей организуется основным противопоставлением: 1) обычное, каждодневное, бытовое, которое самими членами коллектива воспринимается как «естественное», единственно возможное, нормальное; 2) все виды торжественного, ритуального, внепрактического поведения: государственного, культового, обрядового, воспринимаемого самими носителями данной культуры как имеющее самостоятельное значение» 7. Эти строки были впервые опубликованы в 1977 г., за год до появления известной статьи Норберта Элиаса «О понятии повседневности». Тем интереснее точки соприкосновения, которые обнаруживаются между работами этих выдающихся исследователей. Ключевая мысль статьи Элиаса состоит в том, что «...структура повседневности не обладает характером более или менее автономной особой структуры, но является составной частью структуры данного социального слоя и, поскольку его нельзя рассматривать изолированно, частью властных структур всего общества» 8. Многочисленные же современные определения понятия «повседневность», полагает немецкий социолог, имплицитно подразумевают противоположное понятие («не-повседневность» - Nicht-Alltag), которое, однако, обычно 6 Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности / Пер. Е. Руткевич. М., С Лотман Ю.М. Поэтика бытового поведения в русской культуре XVIII века // его же. Избранные статьи. Т. I. С Elias N. Zum Begriff des Alltags // Materialen zur Soziologie des Alltags / Hg. von Kurt Hammerich und Michael Klein. Opladen, 1978 (=Kölner Zeitschrift für Soziologie und Sozialpsychologie. Sonderheft 20 / 1978). S , цит. на с
5 остается в тени. Элиас считает необходимым обозначить эти сферы, обычно противопоставляемые повседневной жизни, для того чтобы уточнить, какие именно аспекты повседневности имеются в виду в том или ином случае. Далее он перечисляет восемь пар понятий, определяя «повседневность» через ее противоположности: 1. Повседневность как противоположность празднику; 2. Повседневность как рутина, в отличие от чрезвычайных, нерутинизированных сфер общества; 3. Повседневность как рабочий день в противоположность жизненному миру буржуа, живущих в роскоши, праздности и т.п.; 4. Повседневность как жизнь народных масс в противоположность жизни высокопоставленных и могущественных лиц (королей, принцев, президентов, членов правительства, партийных лидеров и т.д.); 5. Повседневность как сфера будничных событий в отличие от того, что считается единственно достойным изучения в традиционной политической истории: «великих» событий, действий государства и его правителей; 6. Повседневность как частная жизнь (семья, любовь, дети) в отличие от официальной или профессиональной жизни; 7. Повседневность как сфера естественного, спонтанного, неотрефеклетированного переживания и мышления в отличие от сферы рефлексии, искусственного и особенно научного опыта и мышления; 8. Повседневность как обыденное сознание, т.е. идеологизированное, наивное, непродуманное, ложное мышление в отличие от настоящего, правильного, истинного сознания 9. Интересно, что Ю.М.Лотман, как мы могли убедиться, независимо от Элиаса пришел к идее выделения бытовой сферы через ее противоположность; правда, для конкретных целей своего исследования Лотману было достаточно продемонстрировать одну оппозицию, в то время как Элиас, стремясь к обобщению, исчерпал, кажется, все варианты подобного построения, однако сам подход к определению понятия «повседневность» оказался по сути тем же самым. 9 Ibid. S
6 Когда ученые, принадлежащие к разным научным традициям, приходят к сходному решению концептуальной задачи, это заставляет задуматься. Если один из русских основоположников семиотики предвосхитил отчасти построение Н.Элиаса, то Бернхард Вальденфельс, философ феноменологического направления (к которому Элиас никогда не был близок) с одобрением отнесся к основным положениям статьи «О понятии повседневности» и, развивая их, пришел к еще более радикальным выводам: «1. Обыденная жизнь не существует сама по себе, а возникает в результате процессов «оповседневнивания» (Veralltäglichung), которым противостоят процессы «преодоления повседневности» (Entalltäglichung). 2. Повседневность это дифференцирующее понятие, которое отделяет одно явление от другого. Границы и значения выделенных сфер изменяются в зависимости от места, времени, среды и культуры. [...]. 3. Речь о повседневности не совпадает с самой повседневной жизнью и с речью в повседневной жизни. [...] Кто и откуда говорит об обыденной жизни? О какой повседневности он говорит, о своей собственной или о повседневности кого-то другого?» 10 Если согласиться с Элиасом и Вальденфельсом (а мне по крайней мере их соображения кажутся вполне основательными), то придется признать, что универсального, на все случаи жизни пригодного понятия «повседневность» просто не существует. Это условная конструкция, и она возникает в тот момент и приобретает такие очертания, когда и как мы проводим разграничения между сферами общественной жизни. Сделанный теоретический вывод имеет важные практические следствия для историков повседневности. Поскольку обыденная жизнь не существует как некий природный объект, то ее изучение или написание ее «истории» едва ли может быть самостоятельной научной задачей (если не считать таковой простое описание бытовых подробностей, что в наши дни может иметь только справочное значение). «История повседневности» приобретает смысл только тогда, когда, как писал Н. Элиас, обнаруживается «противник», в сторону которого мы и 10 Вальденфельс Б. Повседневность как плавильный тигль рациональности // Социо-логос. Социология. Антропология. Метафизика / Сост., общ. ред. и предисл. В.В.Винокурова, А.Ф.Филиппова. М., С (Благодарю А.В.Кушкову, обратившую мое внимание на статью Б. Вальденфельса. М.К.). 6
7 направляем «острие понятия повседневности» 11. Иными словами, если мы хотим пересмотреть ту или иную историческую концепцию или даже реформировать целое направление исторических исследований (военную, политическую, экономическую историю и т.п.), мы можем прибегнуть к ее «оповседневниванию» (по выражению Вальденфельса). Именно этим и занимаются по сути сторонники немецкой «истории повседневности» (Alltagsgeschichte). Главный теоретик этого направления, Альф Людтке, признает, что сам термин «история повседневности» далек от идеала и принят «за неимением лучшего»; тем не менее, по его словам, это название «оправдывает себя как самая краткая и содержательная формулировка, полемически заостренная против той историографической традиции, которая исключала повседневность из своего видения» 12. Тот вариант «истории повседневности», который практикуют А. Людтке и его коллеги (в частности, Ханс Медик) близок к микроистории и исторической антропологии. Они изучают повседневную жизнь простых людей, но не как «массы» или класса, а на уровне индивидов и семей. Историки пытаются понять способы, которыми эти «маленькие» люди осваивали суровый мир, в котором им довелось жить, и приспосабливались к нему. Такой подход дает свои плоды. Анализируя бытовое поведение рабочих в начале XX в. на заводе и дома, А.Людтке увидел серьезные различия внутри пролетарского класса, тем самым пересмотрев многие традиционные представления рабочей истории 13. Не меньшее значение имел новый взгляд на проблемы политической истории с точки зрения повседневности: выявились истинные масштабы поддержки, оказанной нацистскому режиму «рядовыми» немцами 14. В последнее время сближение истории повседневности и микроистории стало заметным и в нашей стране. В этом ключе написана, например, книга С.В.Журавлева об иностранной колонии московского Электрозавода в 1920-х 1930-х годах: в судьбе этой небольшой группы людей, как в капле воды, отразились многие важные проблемы советской внутренней и внешней политики той 11 Elias N. Zum Begriff des Alltags. S Людтке А. Что такое история повседневности? Ее достижения и перспективы в Германии // Социальная история. Ежегодник, 1998/99. М., С Там же. С Там же. С
8 поры 15. Микроанализ применен и в некоторых работах Н. Б. Лебиной по истории Петрограда Ленинграда первых послереволюционных десятилетий 16. В соответствии с изложенным выше пониманием категории «повседневность», авторы и редакторы данного сборника не ставили своей целью описывать обыденную жизнь какой-либо эпохи как таковую. Бытовых очерков в духе старой историко-этнографической традиции читатель здесь не найдет. Однако в каждой из помещенных ниже статей повседневность в том или ином виде обязательно присутствует, образуя контекст, необходимый автору для того, чтобы представить в новом свете обсуждаемую им проблему. Так, в работах М.А. Емелиной и С.И.Григорьева важные государственные институты (соответственно, Коллегия иностранных дел в середине XVIII в. и Министерство императорского двора в XIX начале XX в.) предстают в несколько неожиданном свете с точки зрения их канцелярской практики, как инстанции по производству официальных бумаг. Тем самым процесс «оповседневнивания» государственной деятельности принимает здесь форму рутинизации. В статье Д.А.Журавлева предпринята попытка взглянуть на трагедию советско-финляндской войны из окон госпиталя, который в изображении автора предстает точкой пересечения военно-политических и собственно медицинских проблем военного времени. В работе А.Б.Богданова удачно показана относительность привычного нам понятия «повседневность»: для героев его очерка, военно-морских врачей начала XIX века, экстремальные ситуации составляли часть их обычной работы, а их деятельность в подобных случаях была регламентирована соответствующим уставом. Предметом рассмотрения М. М. Дадыкиной и П.Г.Рогозного стали мирские интересы духовных лиц и корпораций. Первый из названных авторов изучает практику выдачи денежных ссуд крестьянам Спасо-Прилуцким монастырем в XVI веке, а второй исследует хозяйственную и политическую деятельность владыки Никона, управлявшего Енисейской епархией в гг. В обоих 15 Журавлев С.В. «Маленькие люди» и «Большая история»: иностранцы московского Электрозавода в советском обществе 1920х 1930х гг. М., См., напр.: Лебина Н.Б. О пользе игры в бисер. Микроистория как метод изучения норм и аномалий советской повседневности х годов // Нормы и ценности повседневной жизни: 8
9 случаях возникали сложные коллизии, обусловленные столкновением между нормами христианской морали и активной хозяйственной (а порой и политической) ролью православной церкви в Российском государстве. Отличительной особенностью советской эпохи стала высокая степень идеологизации бытовой сферы. В статье Т.Ю.Ворониной изучается кампания по борьбе «за новый советский быт» в 1930-х годах в связи с анализом деятельности Союза обществ Красного Креста и Красного Полумесяца. Наконец, хочется отдельно упомянуть статью И.В.Утехина единственную в этом сборнике работу этнолога. Она вносит в наш сборник элемент междисциплинарности и методологического поиска необходимую составляющую обновленной «истории повседневности». В заключение хотелось бы выразить надежду на то, что новое начинание факультета истории ЕУСПб издание тематических сборников статей вызовет интерес у наших коллег-историков и специалистов по другим гуманитарным дисциплинам. В наших ближайших планах выпуск подобных коллективных работ по истории понятий, «новой политической истории» и другим современным направлениям исторических исследований. Становление социалистического образа жизни в России, е годы / Под общей ред. Т. Вихавайнена. СПб., С
Примерные вопросы к собеседованию. 1. Споры о русском феодализме в отечественной и зарубежной историографии XIX-ХХ
Примерные вопросы к собеседованию по специальной дисциплине «Отечественная история» 1. Споры о русском феодализме в отечественной и зарубежной историографии XIX-ХХ вв. 2. Зарождение древнерусской государственности:
ПодробнееШишкина Е. В. СЕМЕЙНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ: ПРОБЛЕМА ОПРЕДЕЛЕНИЯ
Шишкина Е. В. СЕМЕЙНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ: ПРОБЛЕМА ОПРЕДЕЛЕНИЯ Опубликовано: Современные проблемы психологии семьи: феномены, методы, концепции. Вып. 3. СПб.: Изд-во АНО «ИПП», 2009. С. 91-95. Цель написания
ПодробнееОБРАЗОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТЕЙ В СОЗНАНИИ УЧАЩИХСЯ
(Кыргызский национальный А. X. Бугазов университет) ОБРАЗОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТЕЙ В СОЗНАНИИ УЧАЩИХСЯ Традиционно процесс образования, помимо усвоения учениками новых знаний, всегда включал
ПодробнееМЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ПРЕДПРИЯТИЯ: ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД
И. И. Новикова МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ПРЕДПРИЯТИЯ: ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД Феноменологический подход позволяет лучше понять сущность управленческого потенциала и способы
ПодробнееПроблема человека в современной социологии
Театральная коммуникация осуществляется в определенной культурной среде, которая представляет устойчивую совокупность вещественных и личных элементов, окружающих социальный субъект и непосредственно влияющих
Подробнее(к 95-летию со дня рождения)
(к 95-летию со дня рождения) Очень нелегко ответить на вопрос: кем был Юрий Михайлович Лотман? Филологом, историком, искусствоведом, культурологом, семиотиком, философом?.. Его творческое наследие чрезвычайно
ПодробнееРЕЦЕНЗИИ, АННОТАЦИИ И БИБЛИОГРАФИЯ
ВЕстнИК Екатеринбургской духовной семинарии. Вып. 2(8). 2014, 443 454 РЕЦЕНЗИИ, АННОТАЦИИ И БИБЛИОГРАФИЯ Рецензия на кн.: Борзихина И. В. «Первое духовное образовательное учреждение в Екатеринбурге (очерки
ПодробнееÐ. Þ. Ñàáàí ååâ. ÊÓËÜÒÓÐÍÀß ÏÀÌßÒÜ ÊÀÊ ÔÎÐÌÀ ÊÎËËÅÊÒÈÂÍÎÉ ÏÀÌßÒÈ (ýïèñòåìîëîãè åñêèé àñïåêò) 1
Ð. Þ. Ñàáàí ååâ ÊÓËÜÒÓÐÍÀß ÏÀÌßÒÜ ÊÀÊ ÔÎÐÌÀ ÊÎËËÅÊÒÈÂÍÎÉ ÏÀÌßÒÈ (ýïèñòåìîëîãè åñêèé àñïåêò) 1 Прошел почти век с тех пор, как в европейской мысли появилось и начало широко использоваться в гуманитаристике
ПодробнееИСТОРИЯ И ПОЛИТОЛОГИЯ
ИСТОРИЯ И ПОЛИТОЛОГИЯ Киселева Екатерина Львовна канд. ист. наук, заместитель начальника отдела научно-информационной и справочной работы ФКУ «Государственный архив РФ» ЛИЧНЫЕ ФОНДЫ ДЕЯТЕЛЕЙ СОВЕТСКОЙ
ПодробнееSTILLEVEN (Термин, обозначающий то же, что и НАТЮРМОРТ, но натюрморт в прямом
А. Носовский STILLEVEN (Термин, обозначающий то же, что и НАТЮРМОРТ, но натюрморт в прямом переводе обозначает МЕРТВАЯ ПРИРОДА - что не всегда правда. Словосочетание Stilleven c голландского переводится
ПодробнееДанное исследование посвящено визуализации войны в Афганистане и Чечне. В мировом масштабе именно российский художественный кинематограф имеет
Введение За время существования российского государства нет поколения, которое являлось бы очевидцем военных действий. У каждого поколения война своя, со своими потрясениями, оставившими глубокий след
ПодробнееОрлов И.Б., д.и.н., проф. НИУ ВШЭ Учебная повседневность страны Советов: определение предметных областей 1
Орлов И.Б., д.и.н., проф. НИУ ВШЭ Учебная страны Советов: определение предметных областей 1 Сегодня рефлексии требует не только категория «учебная», но и общее понятие, которое нередко принимается «по
ПодробнееНОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ГУМАНИТАРНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ ТРУДЫ ГУМАНИТАРНОГО ФАКУЛЬТЕТА СЕРИИ
НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ГУМАНИТАРНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ ТРУДЫ ГУМАНИТАРНОГО ФАКУЛЬТЕТА СЕРИИ I. МОНОГРАФИИ II. СБОРНИКИ НАУЧНЫХ ТРУДОВ III. МАТЕРИАЛЫ КОНФЕРЕНЦИЙ IV. ИСТОЧНИКИ V. УЧЕБНИКИ И УЧЕБНЫЕ
ПодробнееПримерный алгоритм выполнения заданий части 1(А)
Примерный алгоритм выполнения заданий части 1(А) В экзаменационной работе все задания части А строятся по единой схеме, в них следует указать (отметить, обвести кружком) один верный вариант ответа из четырех
ПодробнееДефиниции культуры ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ НАУЧНЫЙ ФОНД. Выпуск VII. Издательство Томского университета 2007
ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ НАУЧНЫЙ ФОНД Дефиниции культуры Выпуск VII Издательство Томского университета 2007 ПОЛИТИЧЕСКИЙ МИФ В СИСТЕМЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ А.А. Гожева
ПодробнееАКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЛИНГВИСТИКИ И ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЯ
Министерство образования и науки РФ Национальный исследовательский Томский государственный университет Филологический факультет ТГУ АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЛИНГВИСТИКИ И ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЯ Сборник материалов
ПодробнееПравила приема и вступительных испытаний на программу дополнительного профессионального образования (аспирантский уровень) «Отечественная история»
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Европейский университет в Санкт-Петербурге» Приложение 6 к Правилам приема на 2015 г. Правила приема и вступительных
ПодробнееЕ.Н. Цимбаева. Повседневная жизнь в историко литературном контексте (XVIII XXI вв.) Аннотация МФК
Е.Н. Цимбаева. Повседневная жизнь в историко литературном контексте (XVIII XXI вв.) Аннотация МФК В основе предлагаемого курса лежит популярное в современной исторической науке теоретическое направление
ПодробнееОСНОВНЫЕ СТРАТЕГИИ ФИЛОСОФИИ МУЗЫКИ XIX-XX вв. Байгина Д. А. Белорусский государственный университет
Байгина Диана Алиевна, соискатель кафедры философии и методологии науки, факультет философии и социальных наук, Белорусский государственный университет, г. Минск, Беларусь. Основные стратегии философии
ПодробнееВ этом году вы начинаете изучать историю нашей многонациональной Родины России. Учебник, который вы держите в руках, охватывает период с древнейших
Дорогие ребята! В этом году вы начинаете изучать историю нашей многонациональной Родины России. Учебник, который вы держите в руках, охватывает период с древнейших времён до конца XVI века. В нём рассказано
ПодробнееÐÓÑÑÊÀß ËÈÒÅÐÀÒÓÐÀ ÕÕ ÂÅÊÀ
Ì. Ì. Ãîëóáêîâ ÐÓÑÑÊÀß ËÈÒÅÐÀÒÓÐÀ ÕÕ ÂÅÊÀ УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ АКАДЕМИЧЕСКОГО БАКАЛАВРИАТА 2-е издание, исправленное и дополненное Ðåêîìåíäîâàíî Ó åáíî-ìåòîäè åñêèì îòäåëîì âûñøåãî îáðàçîâàíèÿ â êà åñòâå
ПодробнееТрадиции и новации в повседневности. И.П. Полякова. Липецкий государственный технический университет, заведующая кафедрой философии
Традиции и новации в повседневности И.П. Полякова Липецкий государственный технический университет, заведующая кафедрой философии Современное общество отличается возрастанием темпа обновления традиций,
ПодробнееОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ
Н.В. Михайлова ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ Допущено Министерством образования и науки РФ в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по гуманитарным специальностям УДК 94(47)(075.8)
ПодробнееИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАУЧНОГО ЯЗЫКА при написании отчета о проектной деятельности
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАУЧНОГО ЯЗЫКА при написании отчета о проектной деятельности Клише - ( франц. cliche). Речевой стереотип, готовый оборот, используемый в качестве легко воспроизводимого в определенных условиях
ПодробнееИзучение искусства на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
Пояснительная записка. Рабочая программа учебного курса по искусству для 8-9 классов разработана в соответствии с требованиями федерального компонента государственного образовательного стандарта основного
ПодробнееКонспект семинара для воспитателей
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка Детский сад 114» г. Сыктывкара Конспект семинара для воспитателей Тема: «Деятельностный подход в развитии дошкольников
ПодробнееПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа основного общего образования по изобразительному искусству для 7-х классов, автор-составитель Педоренко М.В., учитель изобразительного искусства ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Статус документа
ПодробнееОСОБЕННОСТИ ОТНОШЕНИЯ К ПРОСВЕЩЕНИЯ В ЗАПАДНОЙ
ОСОБЕННОСТИ ОТНОШЕНИЯ К РЕБЁНКУ В ЭПОХУ ПРОСВЕЩЕНИЯ В ЗАПАДНОЙ ВЕЛИКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ Выполнили студентки 1 курса 2 группы: Лапшова Анна Сакулина Вероника XVIII век называют веком Просвещения. Просвещение
ПодробнееТема 2.5 Проблема истинности и рациональности в социальногуманитарных науках. Вера, сомнение, знание в социальногуманитарных
Тема 2.5 Проблема истинности и рациональности в социальногуманитарных науках. Вера, сомнение, знание в социальногуманитарных науках. Несмотря на то, что социально-гуманитарное познание это ценностно-смысловое
ПодробнееАннотация к рабочей программе по ИЗО 7 класс
Аннотация к рабочей программе по ИЗО 7 класс Настоящая программа по «Изобразительному искусству» для 7 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.
ПодробнееМетафора и понятие как неотъемлемые элементы. философского текста
Жеягоножко А.О. Научный руководитель Черепанова Е.С. д-р филос. наук, проф. Метафора и понятие как неотъемлемые элементы философского текста Интерес мыслителей к феномену метафоры, зародившийся еще в эпоху
ПодробнееАннотация к рабочей программе по литературе. Рабочая программа по литературе для 5 9 классов разработана на основе Примерной
Аннотация к рабочей программе по литературе Рабочая программа по литературе для 5 9 классов разработана на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования по литературе и программы по
ПодробнееСочинение. «История Конституции - основа демократии России» Конкурс сочинений «Конституция основа демократии» Автор Фомина Мария, ученица 9 «А» класса
Конкурс сочинений «Конституция основа демократии» Сочинение «История Конституции - основа демократии России» Автор Фомина Мария, ученица 9 «А» класса МБОУ «СОШ 1» 2013 год Конституция - основной закон
ПодробнееК вопросу о «нефилософских» предпосылках феноменологии Гуссерля
К вопросу о «нефилософских» предпосылках феноменологии Гуссерля МИХАИЛ БЕЛОУСОВ В СВОЕМ комментарии я ограничусь обсуждением двух критических тезисов Финка, которые видятся мне основными: 1. Методологические
Подробнеекниги Александра Мень книги 1 История религии в поисках пути, истины и жизни. 1 том. Александр Мень
п/п книги Александра Мень книги 1 История религии в поисках пути, истины и жизни. 1 том. Александр Мень 246 2 История религии в поисках пути, истины и жизни. 2 том. Александр Мень 247 3 Православное Богослужение.
ПодробнееКнижные прогулки по Древней Греции. Год Греции в России.
Книжные прогулки по Древней Греции Год Греции в России. 2016 год распоряжением президента Российской Федерации был объявлен Годом Российской Федерации в Греческой Республике и Годом Греческой Республики
ПодробнееИСТОРИОГРАФИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ В ДИПЛОМНОЙ РАБОТЕ. Учебное пособие для студентов исторического факультета. Самара 2003
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Исторический факультет Кафедра отечественной истории и историографии ИСТОРИОГРАФИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ В ДИПЛОМНОЙ РАБОТЕ Учебное
ПодробнееТехнологическая карта урока Деятельность Методы, Учащиеся слушают балладу «Песнь о вещем Олеге». Учащиеся записывают тему урока в тетрадь.
Этап урока 1.Орг. момент. 2.Мотивация на изучение материала Деятельность учителя Технологическая карта урока Деятельность Методы, учащихся приемы, формы обучения Добрый день, ребята! Здравствуйте, уважаемые
ПодробнееАлтайский государственный университет Научная библиотека. Барнаул: прошлое, настоящее, будущее. Библиографический обзор
Алтайский государственный университет Научная библиотека Барнаул: прошлое, настоящее, будущее Библиографический обзор Барнаул 2013 Барнаул: прошлое, настоящее, будущее : библиографический обзор / АлтГУ,
ПодробнееНаименование раздела и темы
Семинарские занятия: п/п Наименование раздела и темы 1. Тема 1. Предмет. Место и роль в культуре. Становление. Структура философского знания 2. Тема 2. Основные направления, школы и этапы ее исторического
ПодробнееВитгенштейн о специфике гносеологии морали. Шамис Д.
Витгенштейн о специфике гносеологии морали Шамис Д. Предметом моего доклада является проблема несколько более широкая, чем философское творчество Людвига Витгенштейна. Однако Витгенштейн был одним из тех
ПодробнееН.В. Михайлова ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ
Н.В. Михайлова ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ Допущено Министерством образования и науки РФ в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по гуманитарным специальностям КНОРУС
ПодробнееСЕМИОТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ НАРОДНОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ В РУСЛЕ НАУЧНОГО НАСЛЕДИЯ Ю.М. ЛОТМАНА
В.Е. Чернова г. Смоленск СЕМИОТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ НАРОДНОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ В РУСЛЕ НАУЧНОГО НАСЛЕДИЯ Ю.М. ЛОТМАНА Решающим фактором народной культуры является процесс антропогенеза и происхождения
ПодробнееГорных, А.А. Медиа и общество / А.А. Горных. Вильнюс : ЕГУ, с. ISBN УДК ББК Г69
Вильнюс Европейский гуманитарный университет 2013 УДК 316.77 ББК 85.382 Г69 Рекомендовано к изданию Научным советом ЕГУ (протокол 53-16 от 13.07.2011 г.) Рецензенты: Милерюс Н., профессор факультета философии
ПодробнееМИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИНСТИТУТ ИСКУССТВ И КУЛЬТУРЫ ЭТЮДЫ КУЛЬТУРЫ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИНСТИТУТ ИСКУССТВ И КУЛЬТУРЫ ЭТЮДЫ КУЛЬТУРЫ Материалы Всероссийской научно-практической конференции студентов,
ПодробнееПрограмма ИЗО для 7 класса. Учитель БОУ г. Омска «Гимназия 9» первой квалификационной категории Дрожинина Снежана Алексеевна
Программа ИЗО для 7 класса Учитель БОУ г. Омска «Гимназия 9» первой квалификационной категории Дрожинина Снежана Алексеевна Пояснительная записка к развернутому тематическому плану для 7 класса Настоящий
ПодробнееЯЗЫКОВАЯ КАРТИНА МИРА КАК ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ Горбачева Инесса Евгеньевна Кавминводский институт сервиса ГОУ ВПО ЮРГУЭС
ЯЗЫКОВАЯ КАРТИНА МИРА КАК ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ Горбачева Инесса Евгеньевна Кавминводский институт сервиса ГОУ ВПО ЮРГУЭС Картина мира реальность человеческого сознания. Человек стремится каким-то адекватным
Подробнее2009 Философия. Социология. Политология 4(8)
ВЕСТНИК ТОМСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА 2009 Философия. Социология. Политология 4(8) ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ СУЩЕСТВОВАНИЕ ПРЕДИКАТОМ? 1 Мне не совсем ясно значение данного вопроса. М-р Нил говорит, что существование
ПодробнееПредисловие для преподавателя
wwwzlatspbru Предисловие для преподавателя Учебное пособие предназначено для занятий по русскому языку в группах иностранных студентов, изучающих политологию и владеющих русским языком в соответствии с
ПодробнееРОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ. Филиал в г. Балашихе. Кафедра гуманитарных и социально-экономических дисциплин
МИНОБРАУКИ РОССИИ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Филиал в г. Балашихе Кафедра гуманитарных и социально-экономических
ПодробнееМ.Ю. Федорова. «ПУТЕШЕСТВИЕ А. БАСТИАНА В СИАМ в 1863 г.» КАК ИСТОЧНИК ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ ТАИЛАНДА
М.Ю. Федорова «ПУТЕШЕСТВИЕ А. БАСТИАНА В СИАМ в 1863 г.» КАК ИСТОЧНИК ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ ТАИЛАНДА Адольф Бастиан основатель и первый директор Музея народоведения в Берлине. Он считается
ПодробнееВИДЕО-ОБЗОР НОВИНОК ЛИТЕРАТУРЫ
ВИДЕО-ОБЗОР НОВИНОК ЛИТЕРАТУРЫ Музей Императорского Православного Палестинского Общества. Каталог. - М.: «ЦДО "Горное образование"», 2015. - 228 с. В каталоге представлены экспонаты Музея Императорского
ПодробнееДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА КАК ПРЕДМЕТ ИЗУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ АВТОРЕФЕРАТ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ. Голяновой Татьяны Олеговны
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Саратовский национальный исследовательский государственный университет
ПодробнееТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ «ПРОСТРАНСТВО» И «ВРЕМЯ»
Т. С. Санникова, студентка Югорский государственный университет, Россия, г. Ханты-Мансийск, Н. И. Санникова, научный руководитель, д. п. н., профессор, Югорский государственный университет, Россия, г.
ПодробнееСодержание программы «Искусство 9 класс». 9 класс.
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного образования по искусству и примерными программами по искусству для основного общего образования,
ПодробнееЖизненный мир как философская категория
Серебренникова П.Н. Научный руководитель Емельянов Б.В. д-р филос. наук, проф. Жизненный мир как философская категория Рациональное мышление долгое время провозглашалось единственно достойным и уважаемым
ПодробнееРЕЦЕНЗИИ И ИНФОРМАЦИЯ
РЕЦЕНЗИИ И ИНФОРМАЦИЯ Л. А. ХАЛАЕВА НОВАЯ ЭПОХА НОВАЯ ФИЛОСОФИЯ Александров, В. И. В поисках философии будущего: Всеобщая взаимосвязь мира. М., 2009. 249 с. Кризис, переживаемый современной философией,
ПодробнееРюриковичи: становление династии (виртуальная книжная выставка)
Рюриковичи: становление династии (виртуальная книжная выставка) Российское законодательство X-XX веков. Законодательство Древней Руси. Том 1. «Российское законодательство» охватывает период с момента возникновения
ПодробнееАннотация к рабочим программам по изобразительному искусству для 5-7 классов
Аннотация к рабочим программам по изобразительному искусству для 5-7 классов Ступень обучения: основное общее образование Нормативнометодические науки Российской Федерации от 17 декабря 2010г. 1897) ФГОС
Подробнее«Юные художники Ржевского района»
«Юные художники Ржевского района» Докладчик: Преподаватель художественного отделения МОУ ДОД ДШИ Ржевского района, Матвеева Мария Александровна 2015г. Роль тематики семейных ценностей в контексте истории
ПодробнееТвардовский Александр Трифонович 105 лет со дня рождения поэта
Твардовский Александр Трифонович 105 лет со дня рождения поэта И дружбы долг, и честь, и совесть Велят мне в книгу занести Одной судьбы особой повесть, Что сердцу стала на пути Многие ли знают, что до
ПодробнееОсновные направления изучения культуры Мишина Т.В
Основные направления изучения культуры Мишина Т.В Современная методология представляет собой сложное и многомерное явление. «На передний план вышли проблемы социокультурной обусловленности научного познания,
ПодробнееКлючевые слова: "история науки, историография, биографии ученых, научные школы, историческое образование, общественное сознание"
"Переломные периоды в развитии русской историографии XVI-XXI вв. глазами молодых исследователей" (Государственный контракт П570 от 17 мая 2010) Аннотация работ Ключевые слова: "история науки, историография,
ПодробнееНормативно-правовая база
Нормативно-правовая база Рабочая программа по учебному предмету искусство для 9-х классов составлена на основе нормативных документов: Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» ФЗ-273
ПодробнееБ 701 Александр Блок [Т. 5 Ш5 И 460 Ильина, Галина Яковлевна
I - Б 701 Александр Блок : исследования и материалы / Рос. акад. наук, Ин-т рус. лит. (Пушк. дом). - Ленинград : Наука, Ленинградское отделение. [Т. 5 / редкол.: Е. И. Гончарова, Н. Ю. Грякалова (отв.
ПодробнееИстория зарубежной литературы Эпоха Возрождения
И.О. Шайтанов История зарубежной литературы Эпоха Возрождения ПРАКТИКУМ МОСКВА Дpoфa 2009 Содержание Практикум: пояснительные замечания 3 Современный взгляд на эпоху Возрождения: теоретические предпосылки
ПодробнееОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ «НОВОЙ ИСТОРИЧЕСКОЙ НАУКИ»
ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ «НОВОЙ ИСТОРИЧЕСКОЙ НАУКИ» Тихонова Валентина Львовна Аспирант кафедры философии АГУ, г. Астрахань E-mail: opera-15@mail.ru Интерес к человеку, его мыслям,
ПодробнееБюллетень новых поступлений ФЕВРАЛЬ 2016 г.: 83.ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ НАУЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА
Бюллетень новых поступлений ФЕВРАЛЬ 2016 г.: 83.ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ НАУЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА Александр Блок: исследования и материалы / [ отв. ред. Н.Ю. Грякалова]. - СПб. : Пушкинский Дом, 2016. - 429,[3] с.
ПодробнееРабочая программа по изобразительному искусству 7 класс учебный год
Рабочая программа по изобразительному искусству 7 класс 2017-2018 учебный год Всего часов на учебный год: 34 часа Количество часов в неделю: 1 час Составлена в соответствии с программой: Программа под
ПодробнееРабочая программа. по литературе. для ученицы 9А класса, обучающейся на дому,
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Кабанская средняя общеобразовательная школа» «Согласовано» «Согласовано» «Утверждаю» Руководитель МО Зам. директора по УВР Директор / / / ФИО ФИО
ПодробнееАктуальность темы исследования сомнения не вызывает. Она. диктуется объективным ходом событий в социальной жизни нашего
Отзыв официального оппонента доктора педагогических наук, профессора Давыдова Владимира Петровича на диссертацию Иванова Владимира Петровича «Становление и развитие системы религиозного воспитания военнослужащих
ПодробнееЗАКЛЮЧЕНИЕ Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Санкт-Петербургский государственный университет»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Санкт-Петербургский государственный университет» Диссертация «Эмблематические стихотворения Симеона
ПодробнееРАБОЧАЯ ПРОГРАММА по изобразительному искусству для 7 класса Настоящая рабочая программа по изобразительному искусству для 7 класса создана на основе
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по изобразительному искусству для 7 класса Настоящая рабочая программа по изобразительному искусству для 7 класса создана на основе федерального компонента основного общего образования
ПодробнееИСТОЧНИКОВЕДЕНИЕ ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ
АДЫГЕЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИСТОРИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ Э.А. Шеуджен ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЕ ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ Программа учебного курса Майкоп 2002 Печатается по решению Редакционно-издательского
ПодробнееАннотации и фрагменты научных трудов О.М. Медушевской
Аннотации и фрагменты научных трудов О.М. Медушевской Медушевская О.М. Русские географические открытия на Тихом океане и в Северной Америке. Автореф. Канд. Дисс. М., 1952. «Русские открытия на Тихом океане
ПодробнееА. А. Зарубина. Студент Сибирско-американский факультет менеджмента Байкальской международной бизнес-школы Иркутского государственного университета
А. А. Зарубина Студент Сибирско-американский факультет менеджмента Байкальской международной бизнес-школы Иркутского государственного университета ЕДИНСТВО ЛОГИЧЕСКОГО И ИСТОРИЧЕСКОГО КАК МЕТОД ЭКОНОМИЧЕСКОЙ
ПодробнееВ Карамзин издавал журнал "Вестник Европы", в котором преобладали литература и политика. В критических статьях Карамзина вырисовывалась
В 1802 1803 Карамзин издавал журнал "Вестник Европы", в котором преобладали литература и политика. В критических статьях Карамзина вырисовывалась новая эстетическая программа, что способствовало становлению
ПодробнееРАБОЧАЯ ПРОГРАММА. элективного курса по ЛИТЕРАТУРЕ (наименование предмета) среднего полного образования 10_б класса. «Наши духовные ценности» 2016 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса по ЛИТЕРАТУРЕ (наименование предмета) среднего полного образования 10_б класса «Наши духовные ценности» Учителя: Маликовой Ольги Владимировна, высшая квалификационная
Подробнее25 марта День работника культуры РФ
25 марта День работника культуры РФ 27 августа 2007 года Президент России Владимир Путин подписал Указ 1111 «О Дне работника культуры», согласно которому этот профессиональный праздник ежегодно отмечается
ПодробнееРЕЦЕНЗИИ И ИНФОРМАЦИЯ
РЕЦЕНЗИИ И ИНФОРМАЦИЯ Т. В. НАУМОВА НОВЫЙ ПОДХОД К ИНТЕРПРЕТАЦИИ ПОВСЕДНЕВНОСТИ Любутин, К. Н., Кондрашов, П. Н. Диалектика повседневности: методологический подход. Екатеринбург, 2007. 295 с. Сегодня в
ПодробнееЭкспонируемая литература к выставке «Юрий Михайлович Лотман. 95 лет со дня рождения»
Экспонируемая литература к выставке «Юрий Михайлович Лотман. 95 лет со дня рождения» 1. A981421 Автономова, Н. С. Открытая структура: Якобсон - Бахтин - Лотман - Гаспаров / Н. С. Автономова. Москва : РОССПЭН,
Подробнее120 лет со дня рождения Владимира Маяковского «СЛОВО ДАНО ДЛЯ ЖИЗНИ...»
120 лет со дня рождения Владимира Маяковского «СЛОВО ДАНО ДЛЯ ЖИЗНИ...» В 2013 году исполняется 120 лет со дня рождения Владимира Владимировича Маяковского (1893-1930) русского поэта, драматурга, киносценариста,
Подробнеекниги митрополита Вениамина (Федченкова) книги 1 Божьи люди. Мои духовные встречи. Митрополит Вениамин (Федченков).
п/п книги митрополита Вениамина (Федченкова) книги 1 Божьи люди. Мои духовные встречи. Митрополит Вениамин (Федченков). 5 2 Встречи со святыми. Митрополит Вениамин (Федченков) 25 3 Отец Иоанн Кронштадтский.
ПодробнееАннотации к рабочей программе по литературе. Литературное чтение 1 класс.
Аннотации к рабочей программе по литературе Литературное чтение 1 класс. Рабочая программа по литературному чтению для 1 класса общеобразовательной школы разработана на основе Примерной программы начального
ПодробнееЧасть I. Культура как предмет научного исследования Глава 1. Формирование представлений о культуре
Часть I. Культура как предмет научного исследования Глава 1. Формирование представлений о культуре 1.1. происхождение и предназначение термина «культура» В повседневной речи «культура» это хорошо знакомое
ПодробнееАннотация к рабочей программе. по литературе. основное общее образование, 6 класс
Аннотация к рабочей программе по литературе основное общее образование, 6 класс Программа разработана на основе программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы. Авторы-составители: Г.С.
ПодробнееОтзыв Ахметовой Анны Валинуровны Актуальность темы исследования
Отзыв на автореферат диссертации Ахметовой Анны Валинуровны «Трансформация культуры малочисленных народов в условиях советской модернизации Дальнего Востока в конце 1920-х - 1970-е гг.», представленной
ПодробнееАфонов А.П. Социализация индивида как субьективно-обьективный процесс. Монография.- Донецк: ДонГУЭТ им. М. Туган- Барановского, с.
Афонов А.П. Социализация индивида как субьективно-обьективный процесс. Монография.- Донецк: ДонГУЭТ им. М. Туган- Барановского, 2001.-232с. ISBN 966-7634-23-Х Рецензенты: Яли И.А. - доктор философских
ПодробнееНиколай Александрович Бердяев выдающийся русский философ, христианский экзистенциалист 20 века. Творческие интересы Бердяева охватывают широкий круг
1874-1948 Николай Александрович Бердяев выдающийся русский философ, христианский экзистенциалист 20 века. Творческие интересы Бердяева охватывают широкий круг проблем философской антропологии, философии
ПодробнееИстория древнего мира. 5 класс. 64 часа. Составители: МО учителей истории и обществознания Структура курса:
История древнего мира. 5 класс. 64 часа. В цели курса истории древнего мира входит: 1. Осветить взаимодействие человека с окружающей природной средой, экономическое развитие древних обществ, различные
ПодробнееЛожникова Е.В., Миков Ю.В., г. Екатеринбург ХАБИТУАЛИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ВРЕМЕНИ (НА ПРИМЕРЕ СВОБОДНОГО ВРЕМЕНИ) В гг., в г.
Ложникова Е.В., Миков Ю.В., г. Екатеринбург ХАБИТУАЛИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ВРЕМЕНИ (НА ПРИМЕРЕ СВОБОДНОГО ВРЕМЕНИ) В 2009 2010гг., в г. Екатеринбурге нами было проведено исследование на тему «Свободное время
ПодробнееКультурологии и межкультурных коммуникаций, теории языка и журналистики 2. Направление подготовки
8. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю): Общие сведения 1. Кафедра Культурологии и межкультурных коммуникаций, теории языка и журналистики 2.
ПодробнееДОМАШНЕЕ ХОЗЯЙСТВО В ТЕОРИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИНТЕРЕСОВ THE HOUSEHOLD IN THE THEORY OF ECONOMIC INTERESTS
УДК 330.101 ДОМАШНЕЕ ХОЗЯЙСТВО В ТЕОРИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИНТЕРЕСОВ THE HOUSEHOLD IN THE THEORY OF ECONOMIC INTERESTS ЯНОВИЧ ПАВЕЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ YANOVICH PAVEL ALEKSANDROVICH Аспирант БГУ yanovich@bntu.by
Подробнее3. Требования к результатам освоения дисциплины
Аннотация Дисциплина «Проблема человека в истории философии» входит в базовую часть блока 1 («Дисциплины (модули)») программы подготовки по направлению 48.04.01 «Теология» (уровень магистратуры) по профилю
ПодробнееФилиал в г. Балашихе. Кафедра гуманитарных и социально-экономических дисциплин
МИНОБРАУКИ РОССИИ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Филиал в г. Балашихе Кафедра гуманитарных и социально-экономических
ПодробнееПЕДАГОГИКА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
ПЕДАГОГИКА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ Широкий Владимир Александрович аспирант ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет» учитель МАОУ «Лицей 110 им. Л.К. Гришиной» г. Екатеринбург,
Подробнеекоммерческими организациями (микроуровень).
коммерческими организациями (микроуровень). Литература: 1. Бориснёв, С.В. Социология коммуникации: Учеб. пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. 270 с. 2. Тихонов, А.В. От социологии менеджмента к социологии
ПодробнееСОЗНАНИЕ - свойство человеческого мозга воспринимать, осмысливать и активно преобразовывать окружающую действительность. САМОСОЗНАНИЕ - осознание
СОЗНАНИЕ - свойство человеческого мозга воспринимать, осмысливать и активно преобразовывать окружающую действительность. САМОСОЗНАНИЕ - осознание человеком своего тела, своих мыслей и чувств, своего положения
ПодробнееЕ.М. Боровой, к.ф.н., доц. (НГАСУ (Сибстрин), гновосибирск).
УДК КОМПЬЮТЕРНАЯ ИГРА КАК ФЕНОМЕН ВИРТУАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ. Е.М. Боровой, к.ф.н., доц. (НГАСУ (Сибстрин), гновосибирск). Виртуальная реальность является одним из наиболее интересных феноменов культурной
ПодробнееИзобразительное искусство (6 класс) Пояснительная записка
Изобразительное искусство (6 класс) Количество часов в неделю 1 ч. Количество часов в год 35ч. Пояснительная записка Рабочая программа по изобразительному искусству для 6 класса составлена в соответствии
Подробнее