Взаимоотношение русских и адыгов: путь развития

Семён Резниченко.

Взаимоотношение русских и адыгов: путь развития.

Взаимоотношения между разными народами, живущими в одном государстве, редко состоят из одной лишь светлой или тёмной стороны. Чаще всего всё гораздо менее однозначно.

Есть проблема реального соблюдения равенства прав и социальных возможностей для русских и адыгов в адыгских республиках Северного Кавказа. Например, возможностей для трудоустройства русских. Эти проблемы вынуждали русских, особенно молодых и образованных, покидать республики.

Также часть адыгских историков и общественных активистов продолжает муссировать тему якобы имевшего место геноцида адыгов при переселении их с Кубани на территорию Османской империи в средине 1860-х гг. На самом деле эти события совершенно не соответствуют определению «геноцид», как он даётся в документах международного права. Адыгов – мирных жителей никто целенаправленно не уничтожал и не создавал условий для их гибели. Тем более, что многие горцы лишились жизни по причине вопиюще неэффективной работы турецкого  государственного аппарата, когда как турки также совершенно не стремились к уничтожению адыгов, своих союзников. Массовая гибель регулярно происходит при масштабных переселениях такого типа. Например, жестокие конфликты поздней Римской империи с формальными союзниками — германцами, спасавшимися от нашествия гуннов, были спровоцированы массовым голодом вторых. Что стало следствием отнюдь не позиции императорского двора, а разложения римской государственной машины и хозяйства. Так же как это было в случае гибели адыгов при переселении в Османскую империю. И в наше время постоянно появляются сообщения о гибели мигрантов, стремящихся попасть в Европу из Африки.

И хотя геноцида адыгов не было, люди всё равно погибали. Достаточно комфортная жизнь адыгских мухаджиров в странах Передней Азии началась далеко не сразу…

Русские должны помнить об интересах адыгов, особенно тех, кто проявил себя комплементарно по отношению к нашему народу. Но мы никогда не должны забывать о своих целях и правах. Именно тогда между народами может царить взаимное уважение и добрососедство.

Развитие внешне- и внутриполитической ситуации непредсказуемо. И тут приходит на ум один исторический факт. Когда монголо-татары вторглись на Северный Кавказ, они не могли победить в открытом бою союзное войско алан и половцев. Но потом захватчики посеяли рознь между союзниками и разгромили их поодиночке. Оба народа впоследствии жестоко пострадали от ига, половцы как особая этническая общность вообще исчезли.

В связи с этим надо последовательно отстаивать объективную историческую позицию, когда её публично ставят под сомнение. Но не стоит самому лишний раз навязывать обсуждение спорных исторических проблем. Озвучивать исторические факты по своему почину нужно, но скорее не адресно, а «в сторону». Конкретно с людьми желательно обсуждать  более насущные проблемы.

Но надо помнить и о твёрдости в отстаивании исторической правды. Таким мы помогаем наиболее комплементарно настроенным к нам адыгам и ослабляем позиции принципиальных противников.

Конечно, в деле нормализации межнациональных отношений важнее всего разумная национальная политика, проводимая в жизнь государством. Но во всех программах по укреплению межнационального мира немало места уделяется народной дипломатии, общению друг с другом уважаемых людей.

И у нас с адыгами есть немало поводов для сотрудничества: недопущение распространение международного терроризма, защита окружающей среды и памятников культуры, налаживание сотрудничества в сфере малого бизнеса и многое-многое другое.

Отношения русских и адыгов в XIX столетии — не только опыт жестокого военного противостояния, но и весьма разумных взаимовыгодных отношений. И в наше время нам есть, что из него почерпнуть.

Обсуждать какие-либо вопросы межнационального взаимодействия должны люди, последовательно защищающие интересы именно своего народа, но при этом с уважением относящиеся к представителям другого. Желательно, чтобы эти люди не имели личных трений друг с другом, и, наоборот, имели опыт позитивного делового или дружеского общения друг с другом. Обсуждать надо заранее оговоренный перечень вопросов, по которым достаточно легко можно достичь консенсуса. Обсуждение более острых либо не имеющие отношения к жизненным реалиям вопросов должно откладываться.  Выполнение договорённость должно периодически обсуждаться.

Вероятно, переговоры о взаимодействии должны вести не участники исторических дискуссий, а практики, нацеленные на решение насущных проблем.

Таким образом, теоретически, может быть достигнуто конструктивное взаимодействие между славянами и адыгами на Северном Кавказе. А практически? Есть ли подходящие люди, и  есть ли у этих людей реальные возможности влиять на происходящее? На этот вопрос ответить непросто …

Автор: Семён Резниченко. Cоциогнозис, футрология, коллективы выживания, 3d-технологии, альтернативная энергетика,

Семён Резниченко (псевдоним историка И.Ю. Васильева) — футуролог, социальный аналитик, философ, публицист. Семён Резниченко — автор концепции Социогнозиса— современного учения о циклическом развитие человечества. Оно описывает историю людей как периодичность развития и упадка, расширения и сужения. Cоциогнозис, футрология, коллективы выживания, 3d-технологии, альтернативная энергетика,