Выживание гуманитариев при неофеодализме

Семён Резниченко.

Выживание гуманитариев при неофеодализме.

Как я уже писал, учёные -гуманитарии при неофеодализме могут выживать засчёт участия в формирования идентичности, идеологии сообществ, например сетей коллективов выживания. Однако участие  это может быть  лишь временным и эпизодическим, так как объективное научное знание  по сути не может укладываться ни в одну идеологию, оно не согласуется с основными принципами группового самосознания.

Научная картина жизни человеческого общества может быть при неофеодализме лишь знанием для посвященных. Которое является самоценным и самозначимым для его носителей вне зависимости от того, приносит оно какую-либо практическую пользу или нет.

В таких условиях отождествлять себя с какими-либо неофеодальными идеологиями  для гуманитариев бесперспективно. Нужда в носителе научных знаний либо быстро отпадает, либо он превращается  из учёного в идеологического проповедника (попасть в число которых при неофеодализме будет очень непросто из-за «малого количества вакансий»). Гуманитариям лучше всего поддерживать неплохие отношения с представителями самых разных сообществ, оказывая им разовые услуги. Хотя и в этом случае, по сравнению с периодами модерна и постмодерна, их останется весьма немного, и на комфортную жизнь рассчитывать не приходится…

Поэтому для выживания гуманитариев  желательно сохранение тесных связей  между таковыми в разных регионах, мобильность.  Должен быть налажен быстрый обмен информацией и услугами, появиться устоявшиеся традиции взаимопомощи, которая должна оказываться вне зависимости от личных отношений между гуманитариями. Например, участник  проекта, получающий плату, должен выделять её часть тем, кто занимается установлением собственно научной истины.

Также необходима разработка принципов положительного нейтралитета по отношению к потенциальным нанимателям. Тут уместно вспомнить о некоторых принципах врачебной этики, например, «не навреди».  Гуманитарий не должен принимать заказы на чёрный пиар, не должен заниматься дискредитацией одного сообщества по заказу другого.

Но всё это, конечно же, требует выработки совершенно новой профессиональной традиции, крепкой  и саморегулирующейся. Создать которую гуманитариям будет совсем не просто. Например, ещё труднее станет соблюдать баланс между интересами выживания и чистым научным знанием, интересами профессиональной группы и отдельного учёного, интересами отдельного учёного и поиском научной истины, интересами профессиональной группы и поиском объективной научной истины.

Но, при всей проблематичности воплощения в жизнь этих принципов, другой возможности сохранить при неофеодализме гуманитарное знание в виде науки нет.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *