Беседы и суждения. Вып. 49. Западная Азия и Египет.

Семён Резниченко.

 Беседы и суждения. Вып. 49.

Передняя Азия и Египет.

Развитие Передней Азии.

История Передней Азии определялась открытостью для миграций, хорошим климатом при его постепенном ухудшении. И теснотой. Недаром древние ближневосточные селения нередко состояли из одного или нескольких укреплённых «общежитий», состоящих и церемониального двора и маленьких семейных «квартир».

Именно из-за этого Передняя Азия стала одним из очагов возникновения земледелия. Охотники-собиратели размножились, им стало не хватать места. Наиболее слабые из них вынуждены были довольствоваться малой территорией и потому перешли к земледелию. Позже они размножились и усилились, стали быстро и далеко расселяться. Накопившие запасы зерна стали строить для их защиты городские стены.

В это время часть земледельцев и скотоводов была вынуждена спуститься в заболоченные долины больших рек. Там оказалось возможным получать гораздо большие урожаи, чем на нагорьях, но при условии масштабной ирригации. Ирригация потребовала лучшей организации народа. Поэтому вначале в долинах рек возникла высокая храмово – городская культура, потом, но уже скорее по инерции, первые империи.

В начале железного века регион вступил в стадию политического объединения и культурного синтеза. Возникли Ассирийская и Нововавилонская державы, объединявшие под своей властью совершенно не похожие друг на друга территории. Всё большую роль играл военный фактор, который привёл к созданию персидской державы Ахеменидов.

Ахемениды попытались создать и синтетическое искусство, включавшее в себя наработки разных народов Передней Азии. Ахемениды активно способствовали распространению арамейского литературного языка. Синтез стал развиваться гораздо активнее после походов Александра Македонского, теперь в нём очень активно участвовала и античная культура.

Кульминацией синтеза стало появление ислама, который позволил создать стабильную систему организации и самоорганизации общества на основе опыта разных народов. Государства теперь могли легко возникать и гибнуть, не меняя существенно уклада жизни.

Сейчас этот синтез находится под серьёзной угрозой, исходящей одновременно от исламского фундаментализма и вестернизации. Обе угрозы «идут рука об руку»: фундаментализм редуцирует и обедняет социальную жизнь, уничтожает её светскую составляющую. И, таким образом, делает общество неспособным обеспечивать своё существование. Вестернизация также ставит обпереднеазиатское общество в зависимость от материальных и культурных ценностей, имеющих внешний источник.

Строители Гёбекли-Тепе

Строители Гёбекли-Тепе. Условия жизни этих людей в своё время резко изменились. Но их общество успешно приспособилось к новым условиям, ещё более окрепло. Люди ещё более уверовали в своих предков — покровителей, и решили закрепить свой успех, изваяв предков в каменных стелах.

 

Читал — Гуюк как прообраз поселений будущего…

Вероятно, немалому числу неофеодальных поселений придётся решать вопрос экономии и централизованного расхода электроэнергии. Особенно в те моменты, когда её придётся расходовать не только на бытовые, но и на производственные нужды. А также проблемы экономии топлива в холодное время года, жары –в  тёплое время.

Поэтому сразу вспоминаются различные древние поселения, вроде Читал – Гуюка, селений индейцев пуэбло, некоторых дагестанских аулов. Там помещения отдельных семей вплотную примыкали друг к другу, образуя некое подобие пчелиных сот. Эти помещения были хорошо теплоизолированны. Подобное поселение потребляет меньше топлива, и меньше нагревается летом. В нём легче оборудовать общие экономные системы отопления и энергоснабжения, систему безопасности.

Вероятно, отдельно стоящие «хутора» гораздо в больше степени будут зависеть и в отношении обороны и энергообеспечения от некоего  «замка».

 

Загадка древнеегипетской государственности.

Древнеегипетская концепция божественной власти фараона имеет вполне африканскую специфику. Неизвестно, правда, появилась ли эта концепция в Африке Южнее Сахары или проникла туда из Египта или от сахарских европеоидов или из передней Азии? Трудно сказать.

«Начиная с 8-го — 7-го тыс. до н. э. через малопригодные для обитания заболоченные джунгли долины Нила мигрируют различные племена, являвшиеся носителями афразийских языков.

Согласно гипотезе А. Ю. Милитарева, — движение этих племён началось из Передней Азии в связи с опустыниванием Аравийского полуострова. Изменение климата заставило их перемещаться через Суэцкий перешеекв Северную Африку: в плодородную неолитическую Сахару.

Согласно другому предположению (сторонник И. М. Дьяконов), — эти племена спустились по Нилу в Древний Египет с юга, с территорий, соответствующих современной Эфиопии и другим областям Восточной Африки —альтернативному месту зарождения афразийских языков. Эта многовековая миграция представляла собой обитание с постепенным смещением в определённом направлении, но не исключала и «одномоментных» бросков (например, для преодоления водных преград). Когда афразийцы заселили Северо-Восточную Африку, чередование периодов аридизации и увлажнения Восточной Сахары влияло на приток и отток этих племён из Ливийской пустыни на берега Нила.

По некоторым расчётам, — 5—3,3 тысяч лет назад 30—35 % населения этой территории составляли представители негроидной расы, 30 % —средиземноморского типа европеоидной расы, а остальные имели кроманьонский тип или смешанный» — сообщает «Википедия» (1).

Представителями негроидной расы, скорее всего, были кушиты – коренные народы Африканского Рога. По одной из гипотез, Эфиопия – прародина всех семито-хамитских (афразийских) племен. Возможно, корни египетской цивилизации имеют негритяно-кушитскую природу (2).

Но харизматическая власть, сходная с африканскими аналогами, была сильна и на Крите, где также одними из первых насельников предполагают носителей афразийских языков. Древние контакты с афразийцами обнаруживаются и в северокавказских языках.

Создали ли египтяне первыми развитую бюрократическую государственность, столь характерную для Евразии и гораздо менее типичную для Америки и Африки, где бюрократический механизм во многом заменяла харизма правителя? Или бюрократическая система пришла из Передней Азии? Была привезена на колесницах гиксосов?

По крайней мере Древний Египет стал первым крупным территориальным государством, стержнем которого была обожествлённая власть фараона. А была ли бюрократия также сильна, как при III династии Ура в Месопотамии? Или это была сакральная власть африканско- критского типа? Источники позволяют давать разные толкования….

  1. Древний Египет // https://ru.wikipedia.org(дата обращения — 14. 03. 2018).
  2. Карасёв И.В. Кушитские письмена // http://www.rbardalzo.narod.ru(дата обращения – 14.03. 2018).

Древний Египет: техника и общество

В Древнем Египте сравнительно медленное развитие техники компенсировалось весьма сложной и эффективной организацией общества

 

Строители Гёбекли-Тепе

Строители Гёбекли-Тепе. Условия жизни этих людей в своё время резко изменились. Но их общество успешно приспособилось к новым условиям, ещё более окрепло. Люди ещё более уверовали в своих предков — покровителей, и решили закрепить свой успех, изваяв предков в каменных стелах.

Причины гибели Древнего Египта и Месопотамии

Блистательные и изначальные цивилизации Древнего Египта и Месопотамии. Они были устойчивыми и долговечными. Просуществовали по три-четыре тысячелетия. Но очень быстро после наступления Осевого времени первого тысячелетия до н.э. они погибли.

Отсутствие  творческих наработок периода Осевого времени. В Египте и Месопотамии их сделано не было. Не появилось нового мощного источника объединяющей идентичности. И её сохранения. Источника сплочения народа. Который мог действовать, даже в случае гибели или сильной деформации старого традиционного уклада.

В то время как другие, конкурирующие народы успешно создали осевые религии и идеологии. Что сильно укрепило «неформальное» глубинное единство общества и его идентичность.

При этом коллективы выживания низшего уровня (прежде всего — семья) у жителей Египта и Месопотамии сохранились. Поэтому биологически жители регионов выжили воспроизвелись. Вот многом потомки жителей древних империй дожили и до наших дней.

Только неформальные связи между коллективами ещё во времена расцвета цивилизаций были заменены государственными институтами. И когда властители стали иноэтничными, они через государственную машину постепенно заменили этничность подданных на свою.

Арабы.
Огромное влияние на формирование арабской культуры на раннем этапе сыграло своеобразное сочетание стабильности населения и культуры с резкими переменами уровня жизни в зависимости от колебаний климата и прохождения торговых путей. Когда небывалое процветание отдельных сообществ сменялось запустением и наоборот. Своё влияние оказывала и ментальность кочевников – бедуинов.

Полисная демократия пришла к грекам с Востока или Севера?

Дворцовые государства греков-ахейцев  бронзового века были весьма деспотичными забюрократизированными. В то время как  ранние шумерские города определяются некоторыми учёными как протополисы. Идея божества как подлинного, в отличие от земного царя, правителя народа, находили своё воплощение и в достаточно поздней вавилонской социальной практике, определённой автономии, старинных, священных городов. Но особенно сильно она проявилась в том скепсисе в отношении к монархической власти, который легко можно найти в текстах Ветхого Завета. Народ, объединённый вокруг Бога и храма, был существенно важнее царя, который        вообще не всегда и был. А финикийский город Карфаген имел вполне отчётливое республиканское устройство.

Поэтому важнейшие составляющие полисной идеи, вероятнее всего,  пришли оттуда же, откуда алфавитное письмо, с Ближнего Востока.

Но не только оттуда. В период  упадка и крушения дворцовых государств Греции туда приходило множество представителей народов Центральной Европы (дорийцами их перечень не исчерпывается). Представители этих народов принесли собственные традиции достаточно эгалитарных вождеств и общин без первобытности. Соединившись с ближневосточным «сакральным республиканизмом», они во многом и породили античную полисную традицию, более светскую по сравнению с ближневосточной.

 

Астрология и шаманизм.

Шаманизм чем-то напоминает взаимодействие с криминальным миром. Человеку, «который умеет» это даёт массу дополнительных возможностей. Но если он и зависящие от него люди слабеют, то последствия такого «сотрудничества» могут быть самые печальные. Тем более, могут сильно пострадать люди, «которые не умеют, а суются».

Современная западная астрология выросла из шумеро- вавилонской религии, которая очень напоминала взаимодействие человека с госструктурами, чиновниками, чиновников разных уровней между собой. Взаимодействие не было непосредственным, но основывалось на посланиях, предписаниях и отписках. Этот подход через этрусков, вынесших из Малой Азии сходные практики, серьёзно повлиял на римскую религиозность.

Китайская астрология также сформировалось на основе восприятия духовного мира как структуры, близкой к государственной.

 

Социальное страхование в империи хеттов

В империи хеттов едва ли не впервые истории появилось государственное социальное страхование. Значительные средства выделялись на помощь вдовам погибших воинов.

 

История Турции.

История представляет из себя гибрид восточноазиатского циклизма и греко-славянской последовательной смены эманаций этноса. К стати, у Османской империи были общие с Византией причины кризиса и падения – разложение патриотичного и воинственного сельского «среднего класса» и возвышение крупных собственников.

После гибели сельджукской конфедерации возникли небольшие, но внутренне сплочённые государства –бейлики с тесными социальными связями внутри мусульманского населения и достаточно развитой производственной базой. Которые весьма быстро превратились в могучую Османскую империю, которая пала под воздействием центробежных сил и невозможности конкурировать с Западом.

Ей на смену пришла сравнительно компактная и внутренне единообразная республика, которая к концу XX достигла серьёзных успехов в развитии экономики. Сейчас потерю единства Эрдоган пытается компенсировать усилением верховной власти, религиозного фактора и активной внешней политикой. Что у него получится – неизвестно….

P.S. В случае массового исхода активных и мотивированный сторонников светскости их Турции в Европу часть из них может поучаствовать в укреплении рядов сторонников светскости и европейских ценностей.