Беседы и суждения. Вып. 34. О воспитании детей

Семён Резниченко.

Беседы и суждения. Вып. 34. О воспитании детей.

Любого ребёнка в возрасте от четырёх — шести до двенадцати лет нужно иногда тщательно обследовать у психолога. И не у теоретика -доктринёра, а у добросовестного практика.

На основании результатов обследования можно делать более –менее реалистические выводы о стратегии воспитания ребёнка. Так же нужно учитывать социальные возможности семьи, то куда движется общества, какие возможности появляются, а какие исчезают.

Есть дети, которых надо воспитывать в казарменно-монастырском духе, а кого-то в духе хиппи. Но решать такой вопрос родители могут только на основании объективных фактов.

Но изложенные выше принцип хорош, когда дети в семье похожи характером и склонностями друг на друга. А если в одной семье дети совершенно разные?… Можно например, попытаться сколотить из детей команду, где каждый член по-своему стремится к достижению единой цели. Но не всегда это возможно.

Воспитание детей всегда будет оставаться сферой непредсказуемого! Дети часто не наследуют как достоинства, так и недостатки родителей. В наше время о, что было полезно в своё время для родителей, может оказаться вредным для детей. Придётся импровизировать, нередко полагаться на интуицию…

 

Иногда воспитание детей в рамках коллектива выживания должно подчиняться неким общим для коллектива принципам. Тогда учёт личных особенностей ребёнка возможен лишь до определённой степени, основным становится поддержание единства коллектива и его жизнеспособности.

 

Как учить ребёнка осторожности.
Пусть лучше ребёнок неопасно падает и ушибается. И только потом можно говорить, что надо быть осторожным, держаться и пр..
Тогда ребёнок будет серьёзно относиться к предупреждениям о реальной опасности. Станет более ответственным и наблюдательным.

 

Детей надо с детства приучать брать на себя ответственность и быть самостоятельными, полагаться на самих себя. Ответственность подразумевает как свободу, так и спрос по результату без контроля за процессом. Хотя в  младшем возрасте надо контролировать и процесс, не вмешиваясь в него без надобности.

Ребёнок / подросток получает хорошее воспитание тогда, когда постоянно вместе с родителями занимается какой-либо осмысленной целенаправленной деятельностью. Именно потому для воспитания хорошо участие подростка в семейном бизнесе.